У южного входа в Керченский пролив Экспедицией Минобороны России обнаружен немецкий торпедный катер S-102 погибший 8 июня 1943 года

Как сообщил руководитель экспедиции – заместитель начальника Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов, у южного входа в Керченский пролив Экспедицией Минобороны России обнаружен немецкий торпедный катер S-102 погибший 8 июня 1943 года

Он подорвался на мине и затонул, согласно архивным документам на нем погибло 12 человек.

1469359299_179121329

Обломки найдены экспедицией на глубине 16 м., фактическое место гибели корабля не совпало с имеющимися архивными данным и другими источниками.

С затонувшего объекта подняты орудие Flak 28 (40 мм), винты, и фрагменты катера имеющие историческую ценность.

Справочно:

Немецкий торпедный катер S-102: водоизмещение полное: 92,5 т, длина 35 м, ширина 5,1 м, осадка 1,52 м, мощность моторов: 3 по 2000 л.с., скорость: 39,5 уз. 

Вооружение: 1 40-мм зенитный автомат Flak 28, 1 20-мм зенитный автомат, 2 533-мм торпеды (и 2 запасные)

Кроме того, в ближайшее время экспедиция приступит к подъему самолета ИЛ-2 сбитого 8 ноября 1943 года, с бортовым номером 4057, лежащего на глубине 5-6 метров. В день, когда он был сбит его пилотировал Герой Советского Союза Юсупа Акаева. Экипаж был спасен катером ВМФ и остался жив.

Морская экспедиция Минобороны России с участием представителей Поискового движения России и Российского военно-историческое общества стартовала с 21 июля в Черном море и завершится в преддверии Дня ВМФ 29 июля.

Экспедиция работает в акватории Черного моря в районе Качи, Евпатории, Феодосии и в Керченском проливе, она должна провести поиск и идентификацию найденных объектов, установить возможные причины их гибели. В экспедиции пока задействовано одно судно вспомогательного флота КИЛ-158.

Из воспоминаний летчиков и архивных документов:

8 ноября. Акаев ведёт шестёрку “Илов” на выполнение очередного боевого задания. Огонь вражеской зенитной артиллерии достиг невероятной силы. Акаев всё – таки выполняет задание и искусным маневром выводит группу из огня. Но вот лётчики заметили, что самолёт командира отстает. Он, оказывается, ранен зенитным огнем, и Акаев вместе с воздушным стрелком Слепцовым, напрягая все силы, “тянет” самолёт к своим. До берега оставалось 3 – 4 километра, когда самолёт начал резко терять высоту. Ясно, что никуда уже недотянешь, и спасение лишь в одном: посадить машину на воду и суметь, воспользовавшись долями секунды, выскочить из самолёта, пока он погрузится в воду.

Ещё несколько секунд, и самолёт поглотила морская пучина, а на поверхности бушующих волн в спасательных лодках плавают 2 лётчика. Товарищи видели, как друзья их сели на воду, – значит помощь должна прийти. Но падение советского самолёта видели со своего берега и фашисты, – они будут подстерегать спасательный катер. Начинается поединок на выдержку. Над морем появляется Ил-2. Он ищет боевых соратников, которым грозит смерть, находит их и возвращается на берег, чтобы сообщить о координатах. Наступают сумерки. Серое небо сливается с потемневшим морем, большие холодные волны без конца набрасываются на лёгкие надувные лодочки, потерпевшие аварию советские лётчики смертельно устали, насквозь промокли, но ни на минуту не предаются отчаянию, – надо бороться.

В серой пелене лётчики различают, как от берега двигается маленькая точка. Странно лишь, что она появилась немного левее, почти рядом с прибрежной полосой, занятой противником. Неужели это враг ?   До терпящих бедствие доносится глухой удар орудийного взрыва. Поединок разгорается, – это бьют фашисты, их огонь вот – вот накроет советский спасательный катер. Риск слишком очевиден, и катеру приходится повернуть к берегу. Только Акаеву и Слепцову становится ясным, почему спасательный катер вышел почти у самых вод, занятых противником, – правее, дальше от врага и ближе к потерпевшим, всё почти сплошь заминировано.

Идёт 5-й час борьбы советских лётчиков со стихией. Они напрягают последние силы. И помощь всё же пришла. Бесстрашные торпедники сумели в конце концов пройти на катере и сквозь минное поле. Друзьям хочется помочь – кричать, подавать сигналы, плыть навстречу, но силы на исходе. Ещё через полчаса почти без сознания Акаев и Слепцов оказываются на палубе катера в объятиях спасших их моряков.

Акаев Юсуп Абдулабекович

Родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск  ( Дагестан )  в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал учителем. В 1941 году окончил юридическую школу. С 1941 года в рядах Военно-Морского Флота. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище лётчиков. С сентября 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском. Затем сражался на Балтике.

К июлю 1944 года командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка  ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  капитан Ю. А. Акаев совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины, 4 самолёта, 5 торпедных катеров и много другой боевой техники противника.

19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

После окончания войны продолжал служить в ВМФ. С 1948 года майор Ю. А. Акаев – в отставке. Умер 19 ноября 1949 года.

Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища. Его имя носят школа № 7 в городе Кизилюрт, кроме того имя Героя носил базовый тральщик проекта 1265.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий