Три четверти века – полёт успешный

Личный состав учебно-авиационной базы в день юбилея.
Личный состав учебно-авиационной базы в день юбилея.

Учебная авиационная база филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Челябинске встретила свой 75-летний юбилей.

Созданная за девять месяцев до завершения Великой Отечественной войны как 39-й учебный авиационный полк челябинская учебная авиационная база приступила к выполнению задач по подготовке штурманов и стрелков-радистов. За прошедшие десятилетия в части, дислоцированной на аэродроме Шагол – северо-западном пригороде столицы Южного Урала, неоднократно проводились организационно-штатные мероприятия, с течением времени менялся тип летательных аппаратов, на которых проходили 
обучение курсанты, от ДБ-3 до Ту-134Ш и Ан-26Ш. Неизменным было одно – личный состав всегда оставался верным воинскому долгу и по-прежнему передаёт свои знания и опыт как молодым военнослужащим, приходящим в базу, так и будущим офицерам, обучающимся в филиале.

Учебная авиационная база филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Челябинске встретила свой 75-летний юбилей.

В августе сорок четвёртого…
История создания учебной авиационной базы уходит в далёкий и непростой 1944 год, когда в воздухе уже витало ощущение неминуемой близости Победы и последующего за ней восстановления страны. Завершающий год Великой Отечественной войны требовал от Военно-воздушных сил Красной Армии значительного количества авиационных специалистов, поэтому летом того года было принято решение о формировании в Челябинской военной авиационной школе штурманов и стрелков-радистов третьего учебного авиационного полка. На основании директивы Генерального штаба РККА от 14 июля 1944 года № орг.\10\31763сс с 10 августа 1944 года школа перешла на новый штат трёхполкового состава. Полкам училища присвоены союзные номера: 37-й учебный авиационный полк (на самолётах Ли-2); 38-й учебный авиационный полк (на самолётах Р-5) и 39-й учебный авиационный полк (на самолётах ДБ-3).
Первые два полка – это бывшие 25-й и 26-й учебные авиационные полки школы. 10 августа 1944 года формирование 39-го уап завершилось, и он приступил к выполнению задач по подготовке штурманов и стрелков-радистов.
Знаменательное событие в истории соединения произошло 20 февраля 1969 года. В этот день в торжественной обстановке полку были вручены Боевое Красное Знамя – символ доблести, чести и боевой славы, а также грамота Президиума Верховного Совета СССР. По итогам боевой и политической подготовки приказом командующего авиацией Краснознамённого Уральского военного округа № 14 от 31 января 1974 года полк был награждён переходящим Красным Знаменем военного совета округа.
За семьдесят пять лет полком (а ныне – базой) командовали двадцать командиров. Это были (и остаются) прекрасные организаторы, опытные и грамотные лётчики. Каждый из них вложил частицу своей души в жизнь части. После завершения службы в полку многие из них переходили на вышестоящие должности, а Владимир Корнилович Жигунов, Игорь Иванович Вишняков, Сергей Николаевич Хоронько и Игорь Валерьевич Шведов впоследствии стали начальниками Челябинского училища штурманов (филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске).

Сегодня учебная авиационная база – единственная авиационная часть в России, занимающаяся практическим обучением курсантов-штурманов

Командование филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске во главе с начальником полковником Игорем ШВЕДОВЫМ (слева) поздравляет с 75-летием со дня образования базы.
Командование филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске во главе с начальником полковником Игорем ШВЕДОВЫМ (слева) поздравляет с 75-летием со дня образования базы.

Современность

С августа 2010 года 604-й учебный авиационный полк возглавлял лётчик 1-го класса полковник Вячеслав Сергеевич Табаченко. В конце того же года в штат был введён смешанный авиационный отряд на вертолётах Ми-8 и Ми-8МТ, а также самолётах Ан-26. А к 1 февраля 2011 года было проведено преобразование 604-го учебного авиационного полка в 221-ю учебную авиационную базу (второго разряда). Спустя полтора года в августе 2012-го база переведена в подчинение военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж).
В настоящее время база включает: четыре учебные авиационные эскадрильи на самолётах Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, Ан-26Ш и Ан-26, вертолётах Ми-8 и Ми-8МТ; технико-эксплуатационную часть; службу МТО с ротой аэродромно-технического обеспечения; батальон связи и радиотехнического обеспечения.
Личный состав авиационной базы на протяжении трёх четвертей века осваивал и эксплуатировал множество типов самолётов и вертолётов. Задачи по переучиванию лётного состава, совершенствованию лётных навыков и своевременной подготовке переменного состава решались всегда успешно.
В базе в 2011 году впервые внедрили и освоили видеоконтроль качества заходов на посадку и посадки самолётов, с последующим показом видеозаписей лётному составу. Это повысило ответственность и даже вызвало соревновательный дух и возможность показать своё лётное мастерство в выполнении посадки самолёта.
Кроме того, база в 2013 году освоила на таких транспортных самолётах, как Ан-26Ш, ещё и бомбометание. Нынешнее обучение курсантов бомбометанию выполняется от малых высот до практического потолка, с проходом через два полигона.
А с августа 2016 года лётно-инструкторский состав на самолётах Ан-26Ш выполняет полёты на максимальные возможности раздела специальной подготовки командиров и штурманов Курса боевой подготовки военно-транспортной, транспортной и специальной авиации. В частности, отрабатывается посадка (взлёт) с использованием грунтовой ВПП.
С 1 декабря 2017 года учебная авиационная база снова вернулась в родную гавань, так как с этого дня она вновь стала структурным подразделением училища штурманов (филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челя­бинске).
Незадолго до празднования юбилея командиром базы был назначен лётчик первого класса полковник Вадим Васильевич Мандровский. А полковник Вячеслав Табаченко продолжил службу в качестве заместителя начальника челябинского филиала по лётной подготовке.
Сегодня учебная авиационная база – единственная авиационная часть в России, занимающаяся практическим обучением курсантов-штурманов, которые после окончания вуза проходят военную службу во всех регионах нашей страны. Выпускники успешно реализуют знания и практические навыки, приобретённые в период обучения в базе.
За 75 лет лётно-инструкторским составом базы (полка) подготовлено более 24 тысяч курсантов-штурманов и более тысячи курсантов-лётчиков. За это время база прошла большой и славный путь, приобрела богатый опыт практического обучения штурманов и продолжает играть важную роль в подготовке штурманских кадров для авиации нашей Родины. Сформированные боевые традиции успешно передаются из поколения в поко­ление.

За 75 лет лётно-инструкторским составом базы (полка) подготовлено более 24 тысяч курсантов-штурманов и более тысячи курсантов-лётчиков

Лётчики учебно-авиационной базы обеспечивают практические занятия будущих офицеров ВКС.
Лётчики учебно-авиационной базы обеспечивают практические занятия будущих офицеров ВКС.

От простого – к сложному

– Учебная авиационная база предназначена для обучения курсантов-штурманов практическим полётам на самолётах Ту-134Ш и Ан-26Ш, а также воздушной навигации и боевому применению, – рассказывает заместитель начальника филиала по лётной подготовке полковник Вячеслав Табаченко. – Курсанты, обучающиеся на втором факультете – факультете подготовки офицеров боевого управления, также проходят на нашей базе практику и стажировки в группе руководства полётов. Кроме того, здесь же обучаются курсанты-лётчики Краснодарского ВВАУЛ имени Героя Советского Союза А.К. Серова, проходящие на вышеуказанных типах самолётов войсковые стажировки.
Вячеслав Сергеевич заостряет внимание на том, что база – это, по сути, полигон, на котором курсанты отрабатывают практические действия после теоретической подготовки. «В учебных аудиториях курсанты получают знания, касающиеся основных законов и принципов воздушной навигации, аэродинамики, эксплуатации воздушных судов, применения средств связи радиотехнического обеспечения и многие другие. Однако всё это необходимо методично и качественно закрепить практическими умениями и навыками, чтобы уже затем успешно применять их по предназначению в войсках», – подчёркивает полковник Табаченко.
– Начинается всё от простого к сложному. Курсанты второго и третьего курсов выполняют полёты в составе экипажа, но не на рабочих местах, а в салоне, – продолжает мой собеседник. – В этот период инструкторы закладывают им основной фундамент практических знаний по воздушной навигации. На четвёртом курсе обучаемые пересаживаются на рабочие места штурманов. Отрабатывается точность полётов по заданным маршрутам. И, наконец, на пятом, выпускном курсе, приходит время для боевых применений, в зависимости от того рода авиации, по профилю которой обучается курсант. Речь идёт о бомбометании, выполнении воздушной разведки, полётах с лётно-тактическими упражнениями и приёмами с привязкой на тактическом фоне. В результате выпускник по окончании обучения получает весь спектр знаний, необходимых для службы в Воздушно-космических силах.
По словам заместителя начальника челябинского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», попасть служить в базу может далеко не каждый военнослужащий ВКС.
– Отбираем лучших специалистов своего дела, – отмечает Вячеслав Сергеевич. – Смотрим на морально-психологические качества, средний балл диплома. Проводим собеседование, в котором выявляем не только профессиональный горизонт кандидата, но и общий кругозор, позволяющий судить о разносторонних возможностях. Человек, желающий служить у нас, должен разбираться не только в технических аспектах, что, конечно, крайне важно, но и в вопросах культуры, литературы, истории, этики, обществознания. Инструктор – это тоже педагог. И от того, насколько он подготовлен, насколько он сможет заинтересовать своего подопечного, зависит то, с каким багажом знаний обучаемый подойдёт к выпуску.
«В течение лётной практики мы отбираем выпускников, в основном краснодипломников и золотых медалистов, которые смогут уже в качестве лейтенантов остаться в базе. Но наши двери всегда открыты и для тех офицеров из наших многочисленных авиационных гарнизонов, что хотят проявить себя в инструкторской стезе», – констатирует полковник Табаченко, добавляя, что касательно кадров – база обновилась, заметно помолодела.
– Пришло немало выпускников. Около тридцати человек за последние несколько лет. Причём идут не только выпускники филиала (как штурманы, так и офицеры боевого управления), но и лейтенанты из нашего головного вуза – Военно-воздушной академии в Воронеже, молодые лётчики из Краснодарского училища, а также выпускники других военных вузов, в зависимости от специальности. Средний возраст военнослужащего базы в настоящее время – около 30 лет, – поясняет собеседник.
При этом есть в составе базы и проходят службу и такие военнослужащие, которые отдали делу подготовки штурманских кадров не одно десятилетие.
– Это подполковник Виктор Константинович Гоголь, майор Михаил Иванович Спирин, капитан Сергей Витальевич Кокшаров, майор Дмитрий Викторович Польионов, подполковник Дмитрий Александрович Ившин, подполковник Фёдор Фёдорович Кузьмин, майор Вячеслав Игоревич Колодин, майор Виктор Владимирович Кусков, подполковник Вячеслав Геннадьевич Рязанов, – перечисляет Вячеслав Сергеевич. – Они опытные и грамотные специалисты, подготовившие большое количество выпускников.
По словам заместителя начальника филиала по лётной подготовке, в ближайшее время перед базой стоят два важных вопроса её технического оснащения. Во-первых, это глубокая модернизация имеющегося авиационного парка, а во-вторых – участие в разработке перспективного самолёта, на котором в обозримом будущем предстоит обучать курсантов-штурманов. «Работы в обоих направлениях идут в интенсивном режиме», – заверил полковник Табаченко.

Ответственные задачи сегодняшнего дня
В день основания учебной авиационной базы на строевом плацу прошло торжественное построение. На праздник было приглашено большое количество гостей. С юбилеем личный состав поздравили руководители Челябинска и Челябинской области, представители традиционных религиозных конфессий, ветераны Военно-воздушных сил. В празднике приняли участие и подшефные юнармейские отряды. Они вместе с курсантами и ветеранами возложили цветы к памятной плите «Воинам-авиаторам полка (базы), погибшим при исполнении интернационального долга в республике Афганистан».
«Сердечно поздравляю личный состав с 75-летием со дня формирования части. Этот небольшой по историческим меркам отрезок времени успел вместить в себя мужество и стойкость участников Великой Оте­чественной войны, тяжёлые послевоенные годы, освоение новой авиационной техники, самоотверженный труд лётчиков и штурманов-инструкторов, инженеров, техников и других авиационных специалистов», – поздравил личный состав базы начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» заслуженный военный лётчик Российской Федерации полковник Игорь Шведов.
– Сегодня перед нами стоят задачи по подготовке лётного и штурманского состава – штурманов-специалистов по профилю оперативно-тактической, дальней и военно-транспортной авиации. Я уверен, что личный состав базы, как и прежде, успешно справится со всеми поставленными задачами, – обратился к своим подчинённым командир учебной авиационной базы полковник Вадим Мандровский.
За прошедшие годы профессиональным мастерством на занятиях с инструкторским составом базы овладели тысячи специалистов. И нет сомнений, что с каждым годом их будет становиться ещё больше.

Челябинск

Леонид Хайремдинов, «Красная звезда»

Фото Алексея КИТАЕВА