Строки сквозь века

«Восточное Поморье»
«Восточное Поморье»

В 1865 году на тихоокеанских берегах появилась первая газета «Восточное Поморье». И было это в Николаевске-на-Амуре. Создателем её стал офицер корпуса флотских штурманов Фёдор Якимов.

 

У истоков флотской газеты

История её насыщена яркими событиями той далёкой эпохи. По свидетельству сохранившихся документов, своим созданием «Восточное Поморье» обязано военному губернатору Приморской области адмиралу П.В.Казакевичу. Благодаря ему в Николаевске всё же появилась первая на Дальнем Востоке морская газета «Восточное Поморье». Кстати, случилось это событие спустя всего четыре года с момента выхода в свет «Кронштадтского вестника» – первой морской газеты России.

Создателем и первым редактором «Восточного Поморья» стал офицер Императорского флота подпоручик корпуса флотских штурманов Фёдор Кондратьевич Якимов.

Первые шаги к созданию газеты были сделаны в 1862 году. Благодаря усилиям Казакевича в Николаевск из Петербурга сплавом по Амуру доставляются печатные станки и шрифты. Вскоре образуется и сама типография, которая входит в подчинение командира портов Восточного океана (по нынешним меркам – командующего Тихоокеанским флотом).

24 октября 1864 года на прошение об открытии газеты был дан ответ министра внутренних дел: «Я со своей стороны не встречаю препятствий к изданию в Николаевске еженедельной газеты «Восточное Поморье».

Так 5 июня 1865 года «Восточное Поморье» увидело свет. Конечно, сравнить его с привычной ныне газетой трудно. Тем не менее по своему времени внешность издания была в достаточной степени оригинальной. На самом видном месте под титулом размещался замысловатый узор из корабельных цепей, в центре которого красовался якорь. В левом верхнем углу первой полосы читатель мог получить информацию: «Подписка принимается в Николаевске; В штабе командира Портов и в конторе редакции при офицерской библиотеке. Условия подписки: На 1865 год, без доставки 4 руб., с доставкой на дом и пересылкой иногородним 5 руб. серебром в год».

В редколлегию газеты вошли флотские офицеры и гидрографы В.М.Бабкин, А.А.Болтин, М.А.Клыков, Н.А.Чупров, Д.Афанасьев.

Сотрудничество с газетой для них являлось скорее увлечением, духовной потребностью в общении. Их объединяло неудержимое стремление поведать обо всём новом, что увидели они в далёком неизведанном крае.

Публикации флотских офицеров в «Восточном Поморье» затем перепечатывались в «Морском сборнике», других центральных изданиях уже как научные работы, приобретали всеобщую известность.

«Восточное Поморье» стало для них не только первой пробой пера, но и сохранило для потомков их имена, события и факты далёкой эпохи.

Выходила газета по субботам и печаталась на шести страницах. С первых же номеров она получила широкую популярность. А подписка на неё принималась не только в Приморской области, но и в Иркутске, Кронштадте и даже в столице Российской империи – Санкт-Петербурге.

О чём писало «Восточное Поморье»

Редакция «Восточного Поморья» располагалась в офицерской библиотеке. Здесь проходили заседания редколлегии, планировались и обсуждались очередные номера газеты. Основу публикаций первых номеров нового издания составили указания и директивы по военному ведомству, приказы командира портов, распоряжения начальника штаба, другие официальные, как теперь принято говорить, документы. В газете были и постоянные рубрики, например «Морское обозрение», где подробно рассказывалось о состоянии дел на кораблях Сибирской флотилии. Публиковались материалы по лоции дальневосточных морей, об атмосферном давлении, погодных условиях, высоте воды в Амуре. Довольно часто печатались в газете коллеги Якимова по корпусу флотских штурманов. Особый интерес читателей привлекала рубрика «Настоящее состояние Николаевска и Амура», где повествовалось о жизни Приамурья, развитии промыслов, строительстве и других важных и интересных событиях, происходивших в здешних местах. Нужно отдать должное редактору и его сподвижникам – публикации «Восточного Поморья» отличались глубиной и содержательностью, обширной географией присланных в редакцию материалов. Газета остро поднимала проблемы общественно-политической жизни Приморской области, а нередко публиковала и критические материалы.

Продажа водочных изделий в большом количестве приводила в Николаевске к массовому пьянству. На 7 тысяч жителей в Николаевске было 73 кабака. «Водка – единственный продукт, в котором Николаевск не терпит недостатка. Водка составляет главный предмет торговли, и рядом с бархатными коврами и различными шертингами и мериносами в продаже неизбежное бренди, джин и просто алкоголь. Торговцы заявляют, что вести торговлю без водки нельзя. Неумеренное потребление крепких напитков в таких страшных размерах, как в Николаевске, способствует более оживотненному состоянию, до которого напивается народ», – писало «Восточное Поморье».

На страницах газеты можно было найти любопытные факты относительно жизни края. Так, «Восточное Поморье» напечатало письмо из Владивостока: «Новости, полученные нами, не очень утешительны… Велено остановить все работы, кроме лесопильного завода, – получено уведомление, что порт и пост упраздняются и всё будет перенесено в Посьет. Все поприуныли, а Владивосток, как назло, в последнее время стал поправляться наружностью: некоторые расчистили значительное место для садов и огородов, приступили к рытью уличных канав, начали ставить столбы для палисадников и хотели по возможности распланировать улицы… Ещё бы месяц – и механическое заведение красовалось бы в полном блеске, рядом с пильнёю и с предполагаемым к открытию провиантским магазином портовая пристань была бы, и приступили бы к разным новым постройкам. Но теперь всё это остановилось в ожидании окончательных решений…»

«Восточное Поморье» в номере за 18 июня 1865 года описывает Николаевск того времени: «…Как на рейде, так и в порту кипит деятельность… механическое заведение завалено работами и готовыми уже частями механизмов для отправления в южные гавани…» В последующих номерах более подробно описывается устройство мастерских, упоминается о постройке канонерской лодки «Нерпа», приводятся сведения о литейной мастерской и кузнице: «…Можно смело сказать, что всё протяжение реки Амур снабжается произведениями этой кузницы. В настоящее время делают новый котёл для шхуны «Восток», склёпывают вагранки для новой литейной, наваривают конец сломанного вала судна «Богатырь»…

Но, как любое новое дело в России, издание газеты столкнулось с немалыми трудностями. В надежде на помощь с мест губернатор Восточной области Казакевич отправляет командирам частей и кораблей, начальникам уездов и постов, другим должностным лицам циркуляр следующего содержания: «…Имею честь просить вас, милостивый государь, принять участие в возникающем органе… В программу газеты входят, кроме официальной части, как то: правительственные распоряжения и пр., следующие предметы: нравы и обычаи туземцев, их торговля, образование и пр., статистика, этнография, опись берегов, метеорологические наблюдения, торговля, промышленность, мануфактура, земледелие, открытие и разработка руд и сырых произведений, политика стран, сопредельных с нашими владениями на Восточном океане, и их внутреннее устройство и мелкие заметки о местных интересах мореплавания, промышленности, торговли, открытия по части металлургии, ботаники, зоологии и вообще сведения, имеющие близкий интерес для «Восточного Поморья». Газета будет издаваться раз в неделю, в 1,5 листа малого формата, ценою в 5 рублей серебром с пересылкой… Рассчитывая на ваше сочувствие, покорнейше прошу «о доставлении статей и известий…»

Нужно отдать должное циркуляру губернатора. В газету стали поступать известия из самых разных уголков Дальнего Востока. Её с интересом читали жители окраины России.

Якимов: воин, журналист, гидрограф

Родился Фёдор Кондратьевич 8 февраля 1829 года в Санкт-Петербургской губернии. Как свидетельствует весьма скромная запись в его биографии, был он из обер-офицерских детей. В 1838 году поступил кадетом в 1-й штурманский полуэкипаж в Кронштадте. Проучившись там и освоив морскую науку, Якимов заканчивает учёбу 23 марта 1847 года с производством в кондукторы корпуса флотских штурманов. Начиная с 1847 года Фёдор Кондратьевич занят гидрографическими работами в плаваниях на Балтике. В это же время он становится слушателем историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Но размеренный ритм его жизни нарушает война. В 1855 году Якимов участвует в обороне Кронштадта от англо-французской эскадры. В Морском биографическом справочнике этот период его жизни отмечен более чем скромно.

Но сохранился один интересный факт той далёкой поры. 18 мая 1855 года при плавании в шхерах Финского залива транспорт «Волга», на котором находился Фёдор Якимов, был зажат кораблями противника. Русские военные моряки предприняли отчаянную попытку прорвать окружение неприятеля, но силы были не равны. И тогда команда «Волги» открывает кингстоны, предпочитая гибель корабля позорному плену.

После окончания боевых действий на Балтике испытавший себя в морских сражениях молодой офицер Якимов, окрылённый романтикой дальних странствий, пишет прошение о переводе в Сибирскую флотилию. 9 марта 1857 года издаётся приказ о его переводе. А 19 августа этого же года Якимов прибывает в Николаевск. Буквально через месяц он назначается преподавателем истории и географии в Морском училище и по совместительству заведующим офицерской библиотекой. Обучая кадет, Якимов регулярно выходит в плавания по Амуру и Японскому морю в должности штурмана. Он плавает на пароходах «Лена», «Амур», «Константин», пароходо-корвете «Америка», клипере «Изумруд», канонерской лодке «Морж».

Личность Якимова была многогранной. Он с увлечением читал лекции в Николаевском училище, исследовал дальневосточное побережье, выпускал газету.

Но с каждым разом издавать газету становилось всё труднее. Типография штаба не была рассчитана на её издание. В 1866 году «Восточное Поморье» стало выходить реже – всего два раза в месяц на четырёх полосах.

В итоге, просуществовав полтора года, 15 декабря 1866 года редакция напечатала свой последний номер. По этому поводу, прощаясь с читателями, Якимов писал: «Издание газеты, несмотря на все содействия местной власти и сочувствия публики, представляло много препятствий. Расходясь в ограниченном количестве, «Восточное Поморье» не покрывало всех издержек по изданию… Нам остаётся только надеяться, что прекращаемое нами, конечно, на время «Восточное Поморье» вновь возродится».

После закрытия «Восточного Поморья» он ещё какое-то время будет преподавать в Николаевском морском училище, продолжая в плаваниях свои гидрографические исследования. 16 апреля 1870 года его назначат заведующим маяками и лоцией в портах Восточного океана. Вскоре, 1 января 1871 года, он будет произведён в штабс-капитаны корпуса флотских штурманов. В этом же году

1 августа Якимова определят временно исполняющим дела начальника гидрографической части в портах Восточного океана и заведующим лоцманской и маячной частями. А 15 января 1872 года он становится заведующим гидрографической частью в Николаевском порту. В 1873 году Якимов увольняется со службы, но уже через пять лет, 3 июля 1878 года, вновь поступает на службу в Сибирскую флотилию и назначается асессором в комиссию военно-морского суда. И наконец, он получает свою последнюю на флоте должность: 5 июня 1881 года Якимов становится заведующим судами, сданными Владивостокскому порту. Но в это время его всё чаще тянет к родным местам. Да и годы, проведённые в плаваниях на Дальнем Востоке, сказываются на здоровье. Спустя два года, 8 сентября 1883 года, Фёдор Кондратьевич переводится на Балтийский флот. А вскоре,

5 марта 1884 года, его производят в подполковники корпуса флотских штурманов с увольнением от службы по домашним обстоятельствам.

К сожалению, о том, как сложились последние годы жизни Якимова, неизвестно. 6 мая 1887 года Фёдора Кондратьевича не стало. Ратные подвиги и благородные дела офицера во славу России были отмечены орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Станислава 2-й степени. Его имя осталось на географических картах в названии мыса в бухте Успения, что неподалёку от Находки.

Чтобы  помнили

«Восточное Поморье»
«Восточное Поморье»

Почему так мало сегодня мы знаем о Якимове, о газете «Восточное Поморье»? Не потому ли, что в прошлые годы мы были, как в своё время заметил А.С.Пушкин, «ленивы и нелюбопытны к своей истории»? Сколько их, неизвестных потомкам соотечественников, прошло неизведанными тропами и морскими фарватерами, совершая великие дела во благо Отчизны! К сожалению, оставленные ими следы были засыпаны пылью веков. И наш долг сделать всё возможное, чтобы воскресить их имена на скрижалях истории.

Как известно из биографии Фёдора Кондратьевича, во Владивостоке провёл он два года. К сожалению, отыскать место, где в конце XIX века жил и работал Якимов, не удалось. Можно только предполагать, что размещалась его обитель в районе нынешней остановки «Дальзаводская», где в ту пору обустраивалась Офицерская слободка. Но сам факт, что Фёдор Кондратьевич жил во Владивостоке с 1881 по 1883 год, вызывает тёплые душевные чувства сопричастности с тем далёким временем, гордость за то, что с нашим городом связана жизнь талантливого человека с такой удивительной судьбой.

Нужно отдать должное командованию Тихоокеанского флота, которое не только заинтересовалось историческим фактом, но предприняло конкретные действия. 16 февраля 2012 года издан приказ командующего Тихоокеанским флотом № 130 «О первом печатном органе Тихоокеанского флота», где обоснованно дана историческая и юридическая оценка принадлежности газеты «Восточное Поморье» к Тихоокеанскому флоту. Определена её роль в истории как первой газеты флота, положившей начало военной печати ТОФ.

Владивосток – город флотский. Открыт он был и основан морскими офицерами, современниками Ф.К.Якимова. Многим из них установлены памятники, их именами названы улицы… Возможно, наступит время, и среди них появится улица Якимова, а на одной из безымянных скалистых сопок города – памятник гидрографу и первооткрывателю газетного дела на Дальнем Востоке подполковнику корпуса флотских штурманов Ф.К.Якимову.

Юрий  ТРАКАЛО.

Коллаж Ирины ПРЕСНЯКОВОЙ.