Поисковики обнаружили место гибели морского лётчика благодаря кадрам немецкой кинохроники.

Лётчики 18-го штурмового авиаполка.
Лётчики 18-го штурмового авиаполка.

В редакцию газеты «Красная звезда» поступило письмо, направленное министру обороны генералу армии Сергею Шойгу жителем Москвы Василием Ятленко с просьбой о публикации материала о работе поисковой группы Севастопольского городского отделения Русского географического общества по увековечиванию памяти морских лётчиков ЧФ. В качестве яркого примера военно-патриотической работы Василий Гаврилович упомянул об установлении поисковиками точного места гибели лётчика Николая Евграфова, оборонявшего Севастополь от фашистов за штурвалом штурмовика Ил-2 в составе 18-го штурмового авиаполка.

О том, как грамотная аналитическая работа и верные действия в полевых условиях могут заставить немые кадры немецкой кинохроники раскрыть место гибели советского лётчика, рассказали участники этих событий.
Комиссар поискового отряда Севастопольского городского отделения Русского географического общества Владимир Полстяной в 2017 году обратил внимание на один из эпизодов фильма «Моя война» («Mein Krieg»), снятого в 1990-м. Лента создана на основе документальных киносъёмок немецких солдат на восточном фронте, которые комментировались очевидцами запечатлённых событий. Заинтересовал Полстяного момент, где немецкий артиллерист вспоминает о постоянных налётах русского самолёта на их позиции под Севастополем. На кадрах хроники видно, как в небе появляется пара советских штурмовиков Ил-2, немцы открывают по ним огонь и сбивают один из самолётов, который падает неподалёку. На панорамных кадрах видна гора с весьма характерными очертаниями. Владимир Полстяной решил, ориентируясь на особенности рельефа идентифицировать возвышенность и отыскать место падения самолёта. На специализированном форуме любителей истории по призыву поисковика был проведён мозговой штурм и определено, что на кинохронике видна гора Кая-Баш, снятая со стороны села Красный Мак. Однако удостовериться в справедливости этого предположения можно было лишь во время полевого выхода.
Пока ожидали установления сухой погоды для проведения экспедиции, поисковики провели изучение военных архивов. В журнале боевых действий были указаны погибшими два лётчика, выполнявших полёты на Ил-2, оба из состава 18-го штурмового авиационного полка – Николай Евграфов и Евгений Лобанов. О судьбе второго лётчика, Героя Советского Союза, хорошо известно, так что исследователи были практически уверены, что запечатлённый в 1942-м немецким кинолюбителем самолёт принадлежал уроженцу Ленинграда лейтенанту Николаю Евграфову, который числится пропавшим без вести, Лейтенант Евграфов 1 марта 1942-го года вылетел на штурмовку в паре со своим ведущим Мироном Ефимовым и не вернулся с задания.
Поисковики выехали 13 мая на первую разведку к селу Красный Мак. Заранее распечатали скриншоты кадров немецкой хроники и склеили из них панораму местности, какой её видел кинооператор в далёком 42-м. Чтобы силуэты гор на изображении и в реальности точно совпали, исследователям пришлось спуститься с холма, перейти ложбину и выйти на клеверное поле.


Николай Евграфов.

В свои 20 лет Николай Евграфов был уже дважды награждён орденом Красного Знамени, на его счету был не один десяток единиц уничтоженной немецкой техники, орудий и самолётов врага

— Достали металлоискатель и тут же начало звенеть, — вспоминает историк, член севастопольского отделения РГО и участник поиска Юрий Пикалов. – Практически сразу обнаружили куски дюраля, выкрашенные зелёным с одной стороны. При дальнейшем осмотре местности были обнаружены детали самолёта. Повезло просто идеально.
В дальнейшем поисковики совершили несколько полевых выходов на это поле и сделали немало находок. После идентификации находок было определено, что это части самолёта Ил-2 первой модификации, на котором летал лейтенант Евграфов. Таким образом, спустя 77 лет было обнаружено место гибели героического советского лётчика. За проявленную при выполнении боевых заданий доблесть недавно выпустившемуся из Ейского лётного училища младшему лейтенанту Евграфову было досрочно присвоено очередное воинское звание. К марту 42-го Николай являлся опытным и удачливым лётчиком, действовавшим неизменно храбро, дерзко и высокорезультативно. В свои 20 лет Николай Евграфов был уже дважды награждён орденом Красного Знамени, на его счету был не один десяток единиц уничтоженной немецкой техники, орудий, самолётов врага.
— Мирон Ефимов (впоследствии Герой Советского Союза, полковник), который летал в паре с лейтенантом Евграфовым, вспоминал, что 1 марта 42 года у них по плану не было боевых задач, а был план… устроить личную жизнь Николая, — рассказывает Юрий Пикалов.
Накануне командование предоставило лётчикам трёхдневный отпуск для восстановления сил, да и погоды не было. Поэтому Николай Евграфов в свободный день решил отправиться на расположенный близ аэродрома Херсонесский маяк, свататься к дочери смотрителя, Ольге, в которую был влюблён. В парадной тёмно-синей форме с орденами и медалями, с букетами цветов друзья-лётчики уже забрались в кузов грузовичка, чтобы отбыть по делам сердечным, когда на КПП аэродрома их догнала даже не приказ, а просьба командования – слетать на штурмовку батареи тяжёлой артиллерии немцев, пока образовалось погодное окошко. До любимой Евграфов так и не доехал, запрыгнул в кабину своего Ил-2 прямо в парадной форме и вылетел на своё последнее задание.
— Скорее всего, лейтенант Евграфов погиб мгновенно, убитый ещё в воздухе пулей либо осколком, его самолёт, судя по кадрам хроники, падал отвесно, то есть лётчик не пытался вывести машину – поясняет Юрий Пикалов. – Тела Евграфова мы пока не отыскали, но надежды найти место его захоронения мы не оставляем. Поисковая группа, костяк которой составляют сам инициатор определения места гибели Евграфова Владимир Полстяной, поисковики Николай Тельнов, Дмитрий Васильев, Сергей Соколов и я, продолжает работу.
На месте гибели советского лётчика поисковики установили гранитный памятный знак. На торжественную церемонию, в которой приняли участие представители сельской администрации, военнослужащие морской авиации Черноморского флота, ветераны, прибыл из Москвы и племянник Николая Евграфова, профессор МАДИ Дмитрий Соснин, с которым Владимир Полстяной установил контакт. Дмитрий Александрович, прибывший на мероприятие со своим внуком, выразил свою глубокую признательность поисковикам, он сам на протяжении многих лет безуспешно пытался отыскать место гибели своего героического дяди.
— В местной школе в комнате Боевой Славы собирается экспозиция, посвящённая лейтенанту Николаю Евграфову, — рассказывает председатель совета Севастопольского городского отделения РГО доктор географических наук профессор Елена Воскресенская. – Мы также хотели бы заручиться помощью специалистов «Черноморнефтегаза» в работе по извлечению фрагментов самолёта Евграфова и поисков его останков, которую проводят поисковики отряда «Береговая оборона» под руководством Владимира Полстяного. У геологоразведчиков имеется аппаратура, способная точно отыскивать артефакты глубоко в грунте, так что мы обратились с соответствующей просьбой к руководству предприятия.

Анализируя кадры немецкой фотохроники по характерному рельефу местности специалисты поискового отряд Севастопольского отделения РГО определили также место совершения подвига лётчиком старшим лейтенантом Михаилом Талалаевым в ноябре 41-го года. Тогда он пришёл на помощь совершившему вынужденную посадку младшему лейтенанту Николаю Николаеву – посадил свой Ил-2 рядом с горящим самолётом, подобрал товарища и взлетел буквально под носом у противника. Теперь на плато горы над селом Верхнесадовым, где садился штурмовик Талалаева, силами СевРГО установлен памятный знак, его торжественно установили 3 ноября 2018 года, в 77-ю годовщину подвига.
— В нынешнем году СевРГО планирует также установить памятный знак на месте подвига лётчика 18-го ШАП Героя Советского Союза Евгения Лобанова, которое уже довольно точно установлено, — делится перспективами экспедиционного сезона Елена Воскресенская. – Если говорить о поисковых экспедициях, направленных на увековечивание памяти защитников Отечества, то здесь ведётся и будет вестись широкомасштабная работа, причём как на берегу, так и в море.
В этом году члены Севастопольского отделения РГО во взаимодействии с Черноморским флотом планируют целый ряд морских экспедиций, в том числе обследование затонувших подводных лодок в районе Евпатории и Черноморского, дальнейшее исследование лежащего на глубине 87 метров миноносца «Прут». Кроме того, они намерены провести исследования предполагаемых мест нахождения исторических объектов на морском дне в семнадцати точках на маршруте от Севастополя до Батилимана. Работа по извлечению из безвестности имён павших за родную землю продолжается.

Павел ЗАВОЛОКИН, «Красная звезда»

Севастополь
Фото из архива Севастопольского отделения РГО.