«Омск» снова в строю

АПРК «Омск», несмотря на немалый возраст, остаётся мощнейшим и современнейшим ударным комплексом. АПРК «Омск», несмотря на немалый возраст, остаётся мощнейшим и современнейшим ударным комплексом. Фото Максима СИТНИКОВА.
АПРК «Омск», несмотря на немалый возраст, остаётся мощнейшим и современнейшим ударным комплексом. АПРК «Омск», несмотря на немалый возраст, остаётся мощнейшим и современнейшим ударным комплексом. Фото Максима СИТНИКОВА.

Атомный подводный ракетный крейсер вернулся к месту постоянного базирования после ремонта в приморском посёлке Большой Камень.

Ещё свежо в памяти жителей и гостей главной базы Тихоокеанского флота участие экипажа во главе с капитаном 1 ранга Денисом Шарыповым в военно-морском параде по случаю Дня ВМФ. Но до этого события могучий подводный корабль прошёл основательный ремонт на Дальневосточном заводе «Звезда». Подписи в акте о приёме АПРК в состав флота в тот знаковый день поставили исполнительный директор предприятия Владимир Горяйнов, командир экипажа капитан 1 ранга Денис Шарыпов, председатель приёмной комиссии Иван Губин и командующий подводными силами ТОФ контр-адмирал Владимир Дмитриев.

В течение длительного времени корабелы выполняли все необходимые работы по модернизации «Омска», направленные на улучшение его технического состояния с перезарядкой ядерной энергетической установки. В апреле 2017 года подводную лодку с крылатыми ракетами «Гранит» на борту поставили на твёрдое основание для проведения докового ремонта, а 16 октября 2018-го уже спустили на воду. Прошедшей весной «Омск» успешно испытал все систе­мы и механизмы в море, летом же, когда проходил Международный военно-технический форум «Армия-2019», состоялась торжественная передача его флоту. Как сказал исполнительный директор завода Владимир Горяйнов, была «завершена тяжёлая и очень ответственная задача, цель которой – безопасность нашей страны и спокойствие народа. «Горжусь, что каждый из рабочих и инженеров предприятия вложил в восстановление этого подводного крейсера частичку своей души. Морские испытания показали слаженную работу всех подразделений, надёжность работы судоремонтников, тесную связь с Тихоокеанским флотом», – подчеркнул он.

Практика показывает, что срок службы корабля после такого основательного ремонта не менее шести-восьми лет

В свою очередь заместитель командующего ТОФ по вооружению контр-адмирал Игорь Королёв поблагодарил заводчан, которые в очередной раз подтвердили свой высокий профессиональный уровень. «Практика показывает, что срок службы корабля после такого ремонта не менее шести–восьми лет», – отметил он.
По сути, такой ремонт вдохнул в АПРК, который совсем недавно отмечал своё 25-летие с момента подъёма флага ВМФ, новую корабельную жизнь. А мне при этом вспомнилось, как в августе 1994 года встречали на одном из пирсов городка подводников Вилючинске «Омск», совершивший поистине героический переход подо льдами Арктики с Северного флота на Тихий океан. Тогда новейший подводный корабль под командованием капитана 1 ранга Александра Астапова вышел из губы Западная Лица, обогнул северную оконечность Новой Земли, погрузился под лёд и жёлобом достиг высоких широт Северного Ледовитого океана. Вместе с командиром атомохода разделил всю тяжесть ответственности, в сложнейших условиях ледовой обстановки проводя его до берегов Камчатки, старший на борту – командир дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Илья Козлов. Ему и Астапову позже вручили Звёзды Героев России, членам экипажа – ордена и медали.
– В целом все усилия нашего походного штаба направлялись на то, чтобы экипаж не допустил какой-либо ошибки в управлении крейсером, – рассказал тогда автору этих строк Илья Николаевич. – Естественно, я сам постоянно находился на главном командном пункте, имея право «в случае чего» взять командование кораблём на себя. Когда проходили жёлоб Геральда, попеременно с Астаповым управляли лодкой. По имевшимся данным, ледовый панцирь должен был уже закончиться, а он всё тянулся к Берингову проливу… Послед­ние мили шли самым малым ходом, едва не задевая нижние кили плавающих айсбергов. Такое долго не забывается…
Совершив тот переход, АПРК пополнил одну из дивизий подводных лодок, базировавшихся на Камчатке. За 15 суток он прошёл подо льдами около четырёх тысяч морских миль.
С той поры много морской воды «перепахал» трудяга-крейсер. Им успешно позже командовали капитан 2 ранга Юрий Савин, другие бывалые подводники. Экипаж корабля не раз добивался успехов в военно-морском первенстве. К примеру, в 2013 году он под командованием капитана 1 ранга Романа Величенко выиграл состязания между АПЛ по поиску и уничтожению подводных лодок противника. И ныне командование ТОФ рассчитывает, что «Омск» продолжит уверенно и надёжно решать все поставленные перед ним учебно-боевые задачи, оберегая восточные границы Отечества.

Наша справка
«Омск» был заложен 13 июля 1989 года на «Севмаше» (Северо­двинск). 15 января 1990 года официально зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. 10 мая 1993 года – спуск на воду. 21 января 1994 года АПРК вошёл в состав дивизии 1-й флотилии Северного флота.
Его надводная скорость – 15 узлов, подводная – 33 узла, рабочая глубина погружения – 420 м, предельная – 500 м. Автономность плавания – 120 суток, водоизмещение надводное – 14 700 т, подводное – 23 860 т, длина наибольшая – 
154 м, ширина корпуса наибольшая – 18,2 м, средняя осадка – 9,2 м. Оснащён силовой установкой – ядерными реакторами ОК-650В мощностью по 190 МВт. Вооружение: торпедно-минное 2650-мм, 433-мм торпедные аппараты, ракетное – комплекс ПКР П-700 «Гранит». Экипаж – 130 человек.

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда»