Крылатые сыны Отчизны (к 80-летию создания Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина)

Первые лётчики-космонавты СССР Ю.А. Гагарин, А.Г. Николаев и П.Р. Попович со скульптором Г.Н. Постниковым.
Первые лётчики-космонавты СССР Ю.А. Гагарин, А.Г. Николаев и П.Р. Попович со скульптором Г.Н. Постниковым.

Предлагаемая статья знакомит читателя с важнейшими страницами славной истории прославленной кузницы военных авиационных командных кадров ‑ Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (ВВА) (знаменитой «Гагаринки»). Среди её выпускников около семисот Героев Советского Союза (в том числе трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб и тридцать девять дважды Героев Советского Союза), десятки Героев Российской Федерации, более десяти отечественных лётчиков-космонавтов и зарубежных покорителей космоса. Многие из её выпускников стали видными военачальниками, государственными и политическими деятелями, учёными, высококлассными педагогами.

На сегодняшний день, в ходе проводимой реформы военного образования, в восьмидесятую годовщину своего создания, «Гагаринка», после её объединения с Военно-воздушной инженерной академией имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА) («Жуковкой»), которой 23 ноября 2020 года исполнится 100 лет, и преобразования объединённой академии в конечном итоге в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА), дислоцирующийся в Воронеже, утратила свою самостоятельность, впрочем, как и «Жуковка».

1. Эмблема ВВА имени Ю.А. Гагарина.
Эмблема ВВА имени Ю.А. Гагарина.

В конце 30-х годов XX-го столетия с развитием положений теории боевого применения авиации и развертыванием Военно-воздушных сил (ВВС) как самостоятельного вида Вооружённых Сил (ВС) СССР подготовка командиров на базе Военной Воздушной Академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени профессора Н.Е. Жуковского ‑ академии с инженерным профилем, оказывалась все более недостаточной как в количественном, так и в качественном отношении. Встала необходимость создания отдельного военно-учебного заведения, специализировавшегося на подготовке командных кадров с высшим военным образованием для ВВС Красной Армии. Безотлагательного решения назревшей проблемы требовала и приближающаяся Вторая мировая война, пожар которой разгорался на Западе. Поэтому, в соответствии с указанием Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) (ЦК ВКП (б)) и Совета Народных комиссаров СССР (СНК СССР) Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов 29 марта 1940 года подписал приказ, который гласил:

«1. Выделить из состава Военной Воздушной Ордена Ленина Академии РККА имени Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и КУНС ВВС в самостоятельную академию.

2. Присвоить вновь организуемой академии наименование «Военная Академия Командного и штурманского состава ВВС Красной Армии … »».

Местом расположения новой академии был избран поселок Монино Московской области[1].

При формировании академии в её состав влились оперативно-тактические кафедры командного и специальные кафедры штурманского факультетов. Помимо этого, было создано шесть новых кафедр, а всего их было пятнадцать. Из них пять кафедр (основ марксизма-ленинизма, политической экономии, авиационной техники, иностранных языков и физической подготовки) являлись общеакадемическими. Пять кафедр (общей тактики, оперативного искусства ВВС, военной истории (бывшую кафедру истории войн), тактики ВВС, воздушно-стрелковой подготовки) имел командный факультет. Пятью кафедрами (аэронавигации, бомбардировочной подготовки, радионавигации и связи, штурманской аппаратуры, высшей математики и теоретической механики) располагал штурманский факультет. Оперативный, заочный факультет и курсы усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушных сил своих кафедр не имели[2].

Таким образом, интересы надежной защиты страны от посягательства извне и необходимость подготовки в широких масштабах командиров и офицеров управления для комплектования объединений и соединений ВВС явились главными причинами, обусловившими создание в стране командной Военно-воздушной академии (впоследствии – Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина), а день подписания приказа стал точкой отсчёта её жизни.

 Советские ордена ВВА им. Ю.А. Гагарина.
Советские ордена ВВА им. Ю.А. Гагарина.

Следует отметить, что строительные работы по созданию в подмосковном Монино авиационного гарнизона начались ещё в 1929 г. Много сил и энергии в развитие учебного аэродрома со всем его сложным хозяйством, а также жилого городка вложили первый начальник монинского гарнизона комкор К.В. Маслов, начальник строительства военинженер 1-го ранга Д.С. Филатов, командир базировавшегося в Монино авиационного полка Герой Советского Союза комбриг В.С. Хользунов и первый начальник Академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии генерал-майор авиации З.М. Померанцев[3]. В 1940 г., когда вопрос о месте дислокации новой академии был уже решён, монинский гарнизон имел первоклассный аэродром и хорошую базу, оставшуюся от ранее дислоцировавшихся здесь подразделений и школы младших авиационных специалистов. Всё это наряду с близостью к научным и учебным центрам страны, располагавшимся в Москве, и удобным сообщением со столицей создавало благоприятные условия для развёртывания и дальнейшей работы академии. Решение об организации Военной академии командного и штурманского состава было встречено с большим удовлетворением военно-научной общественностью страны и всем личным составом ВВС Красной Армии. По мере освоения и переоборудования служебных и жилых помещений происходило перемещение подразделений вновь создаваемой академии из летних лагерей из Москвы в Монино[4]. Общий контингент переменного состава академии, включая различные курсы, насчитывал в 2240 человек[5].

Вся деятельность по развертыванию академии проводилась под контролем и при поддержке Генерального штаба РККА и Главного управления ВВС Красной Армии. Первым начальником Академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии в соответствии с приказом наркома обороны стал генерал-майор авиации З.М. Померанцев, ранее возглавлявший «Жуковку». Однако вскоре после начала учебного года в октябре 1940 г. на эту должность был назначен генерал-лейтенант Ф.К. Арженухин ‑ участник войны в Испании, молодой и талантливый военачальник, с 1938 г. занимавший пост начальника штаба ВВС РККА.

Первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин - человек, чьё имя с гордостью носила ВВА.
Первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин – человек, чьё имя с гордостью носила ВВА.

Заместителем начальника академии являлся генерал-майор авиации Л.И. Нарышкин. Несколько позже его сменил участник легендарного перелёта через Северный полюс доктор географических наук Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.В. Беляков, штурман знаменитого экипажа, командиром которого был В.П. Чкалов. Заместителем начальника академии по учебной и научной работе был назначен генерал-майор авиации А.С. Колесов. Начальником отдела пропаганды являлся дивизионный комиссар М.И. Изотов[6].

Для обеспечения лётной натренированности слушателей и преподавателей академии в мае 1940 г. был сформирован учебный авиационный полк, состоявший из пяти эскадрилий. Полк, располагая 73-мя боевыми и учебно-тренировочными самолётами, непосредственно подчинялся начальнику академии и возглавлялся полковником А.И. Кутафиным, а с началом учебного года ‑ комбригом А.П. Мейером.

Подготовка к полёту в учебном авиаполку академии (1940 г.).
Подготовка к полёту в учебном авиаполку академии (1940 г.).

Укомплектование академии преподавателями шло очень трудно. Положение спасало то, что педагогические коллективы возглавляли знающие своё дело командиры-воспитатели и военные учёные, являвшиеся специалистами в своей области: Н.А. Журавлев, В.А. Юнгмейстер, А.И. Чугунов, Л.Е. Хлусевич. Кафедрой военной истории руководил один из основоположников оперативного искусства ВВС генерал-майор авиации Е.И. Татарченко. Кафедру аэронавигации возглавлял автор ряда известных трудов по этой специальности подполковник Б.Г. Ратц. В августе ‑ сентябре 1940 г. приёмная комиссия академии произвела набор слушателей на первые курсы командного, штурманского и заочного факультетов в количестве 400-х человек. Поступившие на учёбу командиры имели достаточно высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, а некоторые имели и боевой опыт. Среди них 25 слушателей являлись Героями Советского Союза, в т.ч. И.И. Душкин и В.И. Клевцов, Л.В. Виноградов и Ф.И. Шинкаренко[7].

 Выпуск штурманского факультета академии в Доме офицеров (1940 г.).
Выпуск штурманского факультета академии в Доме офицеров (1940 г.).

К концу сентября 1940 года коллектив академии в основном решил наиболее важные и трудоёмкие задачи подготовительного периода. Учебные занятия в академии начались 1 октября 1940 года. В соответствии с Уставом высшей школы 19 сентября 1940 года был образован Совет академии. В его состав вошли представители командования академии, факультетов, начальники кафедр, отделов и наиболее видные учёные из числа профилирующих кафедр. В Совете работали и представители Главного управления ВВС Красной Армии: генерал-майоры авиации Б.Л. Теплинский, Б.В. Стерлигов и другие. С первых своих заседаний Совет стал действенным органом, способствующим мобилизации творческих сил академии на выполнение стоящих перед ней задач.

Трансляция выступления Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина (1941 г.).
Трансляция выступления Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина (1941 г.).

Первый выпуск офицеров из новой академии состоялся весной 1941 г. Государственные экзамены показали высокий уровень подготовки выпускников. Это был общий праздник для всех бойцов и командиров, рабочих и служащих академии. В Доме Красной Армии 30 апреля состоялся торжественный вечер, который завершился большим концертом московских артистов. Выпускники Военно-воздушной академии командного и штурманского состава 5 мая 1941 года побывали в Кремле на приёме, устроенном Правительством СССР.

Однако процесс становления академии был нарушен внезапным нападением 22 июня 1941 года на Советский Союз фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война ‑ самая тяжёлая и кровопролитная из всех войн, известных человечеству. Весь народ в едином патриотическом порыве поднялся на священную борьбу за честь, свободу и независимость своей Родины. Для Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, едва прошедшей период своего становления, начался новый и сложный этап напряжённой работы. О вероломном нападении фашистов на Советский Союз командованию академии было сообщено немедленно. Общее руководство переводом работы подразделений академии на положение военного времени осуществлял временно исполняющий должность начальника академии генерал-майор А.С. Колесов. Гарнизон был приведён в боевую готовность для отражения воздушного нападения, было произведено рассредоточение самолётов и организовано боевое дежурство истребителей. Война не вызвала среди членов коллектива академии ни растерянности, ни паники. Всюду и во всем чувствовалась особая собранность, подтянутость: повысились дисциплина, порядок и бдительность. Как военнослужащие, так и гражданский персонал продолжали выполнять обязанности с высоким чувством долга перед своей страной.

С началом военных действий слушатели второго курса командного факультета, находившиеся на стажировке, вместе со своими частями убыли на фронт. Первокурсники и слушатели курсов усовершенствования были откомандированы к местам прежней службы. Отправились на войну выпущенные досрочно слушатели третьего курса штурманского факультета. В соответствии с планом мобилизационного развертывания на базе академии создавались новые боевые части и подразделения. Уже на четвертый день войны на фронт вылетела бомбардировочная эскадрилья учебного авиационного полка во главе с майором С.А. Кибириным. Через месяц учебный авиационный полк академии выделил для фронта ещё две истребительные и две бомбардировочные эскадрильи. С 1 октября 1941 года полк вошёл в состав сил противовоздушной обороны столицы и в течение месяца без потерь произвел 113 боевых вылетов[8]. В действующую армию направлялись преподаватели, командиры, рабочие и служащие. Так, начальник учебного отдела академии полковник В.Г. Рязанов на фронте последовательно занимал должности заместителя командующего ВВС армии, командующего маневренной авиагруппой Юго-Западного фронта и командира 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса. За успешные боевые действия корпуса, личное мужество и отвагу генерал-лейтенант В.Г. Рязанов был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Развернувшаяся война была невиданной по масштабам привлекаемых сил. Она потребовала формирования большого числа новых авиационных частей и соединений. Это вызвало необходимость интенсифицировать работу по подготовке авиационных командиров остававшимися силами. Вскоре были получены указания из Управления ВВС Красной Армии о дальнейшей деятельности академии. Её основными факультетами по-прежнему оставались командный и штурманский. Дополнительно был организован факультет авиационного тыла. Оперативный факультет был реорганизован в курсы усовершенствования высшего начальствующего состава. В академии была развернута сеть других курсов усовершенствования офицеров различных специальностей. Количество слушателей значительно увеличилось.

Сроки обучения на основных факультетах были сокращены до одного года. Государственные экзамены были отменены. Рабочий день слушателей составлял десять учебных часов. Кроме того, четыре часа ежедневно отводилось на самоподготовку. До минимума сокращалось время на изучение общеобразовательных предметов и теоретической части специальных дисциплин. Из учебного плана были исключено изучение политической экономии и иностранных языков. Прохождение физической и строевой подготовки предусматривалось вне учебного времени. Стажировка и отпуска слушателей были отменены. В связи с резким сокращением сроков обучения командованию академии, учебному отделу, факультетам и кафедрам предстояло решить сложнейшую задачу ‑ в течение одного года дать слушателям объем знаний, рассчитанный в мирное время на трёхгодичный курс обучения. Одновременно с этим академии было приказано начать перебазирование из Монино в Чкалов (ныне Оренбург).

К ноябрю 1941 г. в Монино остался лишь учебный авиационный полк. В составе командования академии произошли существенные изменения. В самом начале войны, когда Ф.К. Арженухин был репрессирован, исполнение обязанностей начальника академии было возложено на его заместителя генерал-майора авиации Л.И. Нарышкина. Непродолжительное время академию возглавлял генерал-лейтенант авиации Ф.А. Астахов, впоследствии ‑ маршал авиации и начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. В августе 1942 года в командование академией вступил генерал-майор авиации (с начала 1943 г. генерал-лейтенант авиации) Я.С. Шкурин. В июле 1944 года начальником академии был назначен виднейший военный теоретик и историк, один из основоположников оперативного искусства ВВС, опытнейший педагог, автор многочисленных научных трудов, доцент генерал-лейтенант авиации П.П. Ионов.

В трудные годы Великой Отечественной войны заместителями начальника академии являлись генералы А.Р. Шарапов, С.П. Синяков, С.Д. Теренченко. После ухода на фронт В.Г. Рязанова учебный отдел академии возглавил полковник Д.П. Каминский. В начале войны были созданы новые и реорганизованы прежние органы управления академии. Так, отдел политической пропаганды был реорганизован в политический отдел, введена должность военного комиссара академии. С убытием на фронт в декабре 1941 года дивизионного комиссара М.И. Изотова на его место был назначен бригадный комиссар Д.И. Никулин. В мае 1942 года на должность военкома прибыл с фронта полковой комиссар П.Л. Иваненко, который впоследствии был заместителем начальника академии по политической части и начальником политотдела[9].

По завершении эвакуации на новое место базирования власти города Чкалова, а также командование гарнизона сделали всё возможное для размещения академии и её личного состава. Вскоре был произведён и новый набор слушателей. Среди них было 153 участника войны, в их числе ‑ шесть Героев Советского Союза и 135 орденоносцев. В качестве учебных помещений академии в Чкалове были предоставлены часть гарнизонного Дома Красной Армии и три здания средних школ. Под общежитие слушателей использовали два корпуса 1-го авиационного училища, здания 40-й средней школы, местного педагогического института и авиационного техникума. Настойчивость и энергия всего коллектива академии, помощь командования гарнизона, местных партийных и советских организаций позволили своевременно подготовиться и вовремя начать новый учебный год. После убытия части личного состава академии на фронт штаты преподавательского состава оказались неукомплектованными. К началу учебного года кафедры были заполнены преподавателями лишь на 58% штатной численности, а к началу декабря ‑ на 70%[10].

Кроме того, в среде постоянного состава сохранялась тенденция использования любых возможностей для ухода на фронт. Сказывалось вполне обоснованное патриотическими чувствами желание принять личное участие в борьбе с врагом. Приходилось искать убедительные аргументы для того, чтобы люди поняли, насколько сложные и ответственные задачи стоят перед академией. Отрицательное влияние на организацию и качество учебного процесса оказывал неодинаковый, а нередко просто низкий уровень общеобразовательной подготовки слушателей. В связи с войной требования к поступавшим в академию были не столь высокими, как в мирное время. Довоенный порядок поступления в академию, основанный на проведении конкурсных экзаменов, был отменён. На учёбу прибывали офицеры в основном из действующей армии, доказавшие свою перспективность и заслужившие боевыми делами право претендовать на вышестоящие должности. Однако для этого им необходимо было пройти подготовку на академических курсах. Среди кандидатов нередко встречались такие, кто не имел даже законченного среднего образования. Вступительные экзамены не проводились. Они были заменены предварительными сборами, на которых изучались общеобразовательные дисциплины. В ходе сборов менее способные и слабо подготовленные офицеры отсеивались, а остальные подтягивались до такого уровня подготовки, который гарантировал им успешное обучение по сокращённой программе.

Тяжело было с продовольствием. Не хватало топлива и электроэнергии. Учебные занятия в условиях суровой уральской зимы проходили в холодных помещениях. Электричество имелось только в читальном зале и в отдельных аудиториях, а остальные помещения освещались керосиновыми лампами. Тем не менее, материально-бытовая неустроенность преодолевалась общими усилиями. Моральное состояние личного состава академии было крепким, а её питомцы на фронте оказывали всё большее влияние на характер воздушной обстановки.

Для упрочнения знаний постоянно уточнялись учебные программы и планы, совершенствовалась методика преподавания, оптимизировался распорядок дня. В январе 1942 года академия перешла на восьмичасовой учебный день, что несколько облегчило работу преподавателей и слушателей. Но становилась все более очевидной невозможность в один год обеспечить полноценную подготовку слушателей. А между тем фронту нужны были высококвалифицированные командные кадры. В силу этого Народный комиссар обороны (НКО) приказом от 18 октября 1942 года установил на всех факультетах академии двухгодичный срок обучения. Были введены ежегодные стажировки слушателей в боевых частях. Для обеспечения академии квалифицированными преподавательскими кадрами при ней была учреждена двухгодичная адъюнктура[11]. На кафедрах проводилась научная работа, защищались кандидатские диссертации. Улучшилось качество подготовки слушателей. В годы войны за эффективную работу по подготовке командных кадров высокими правительственными наградами были отмечены 196 преподавателей, офицеров, рабочих и служащих академии.

«Опыту войны ‑ всё внимание!» ‑ под этим девизом проходила учебная и научная деятельность академии от начала и до конца Великой Отечественной войны. Академия стремилась вооружить своих питомцев знаниями, основанными на новейшем боевом опыте, которые позволили бы им по прибытии на фронт сразу же включиться в активную боевую деятельность. Для освоения опыта войны использовались разные пути. Прежде всего, широко практиковались стажировки преподавательского состава в действующей армии. В процессе стажировок, которые продолжались 45‑60 суток, преподаватели изучали боевой опыт, оказывали помощь частям и соединениям в проведении специальной подготовки, участвовали в боях. Некоторые из них командовали боевыми частями и соединениями. За время Великой Отечественной войны на фронте побывали все преподаватели, годные для этого по состоянию здоровья: часть из них направлялась на фронт неоднократно. По возвращении в академию они делали доклады об итогах стажировки, вносили предложения об использовании накопленного опыта в учебной работе. Для изучения опыта боевых действий авиации также использовались стажировки слушателей. Каждый из них перед убытием на фронт получал задание с перечнем вопросов, которые он должен был изучить. Результаты своих наблюдений слушатель формулировал в специальном отчёте.

Важную роль в изучении опыта войны играли научные конференции академии, на которые приглашались генералы и офицеры действующих соединений и частей Военно-воздушных сил, центрального аппарата, а также представители других военно-учебных заведений. Значительная группа преподавателей привлекалась к участию в деятельности центрального аппарата управления Военно-воздушных сил по обобщению опыта войны. Особо следует отметить практику назначения от академии специальных групп, которые направлялись на фронт для наблюдения и составления отчетов о крупных операциях. Преподавательский состав широко использовал боевой опыт слушателей ‑ участников Великой Отечественной войны. Этот опыт сопоставлялся с материалами сборников и информационных бюллетеней штаба ВВС и использовался на учебных занятиях.

На кафедрах и в библиотеках были заведены специальные фонды материалов, составленные из рассказов слушателей об отдельных боевых эпизодах.

Используя разнообразные формы изучения и обобщения опыта Великой Отечественной войны, академия тем самым приняла активное участие в разработке новых оперативно-тактических принципов боевого применения авиации, которые также легли в основу обучения слушателей.

Командование Красной Армии постоянно обращало внимание на необходимость тщательной подготовки руководящего состава в специальном отношении. В приказе от 1 мая 1943 года Верховный Главнокомандующий требовал: «…повысить культуру работы войсковых штабов, добиваться того, чтобы штабы частей и соединений Красной Армии стали образцовыми органами управления войсками»[12]. В годы войны офицеры штабов выполняли широкий круг обязанностей, охватывавших все стороны жизни авиационных объединений и соединений. Практические навыки и часть сведений, необходимых для этого, командиры и офицеры штабов получали в ходе боёв и сражений, исполняя свои должностные обязанности. Однако систематические знания можно было получить только в ходе обучения в академии.

По планам и программам с двухгодичным сроком обучения академия проработала один год. После произошедшего в ходе Великой Отечественной войны коренного перелома приказом НКО от 9 октября 1943 года устанавливались новые сроки обучения: на факультетах командном и авиационного тыла ‑ два года и семь месяцев, на штурманском факультете ‑ три года и семь месяцев. Учебный день слушателей был сокращен до шести часов. Для офицеров, прибывающих на учёбу, был создан подготовительный курс с пятимесячным сроком обучения. Он работал по программам средней школы и военных училищ и имел целью повысить общеобразовательную и военную подготовку кандидатов. На первый курс академии зачислялись лишь те офицеры, которые успешно сдали экзамены за подготовительный курс.

В феврале 1944 года, в связи с увеличением сроков обучения, Военный совет Военно-воздушных сил Красной Армии уточнил задачи академии. Он потребовал перехода к подготовке высокообразованных командных кадров, способных не только осуществлять управление авиацией над полем боя и взаимодействие с наземными войсками, но и совершенствовать советскую военную науку.

Одновременно Военный совет возбудил ходатайство перед Государственным Комитетом Обороны о переводе академии на прежнее место базирования в Монино. Вопрос о возвращении академии назревал давно. Уже в мае 1942 года на основных факультетах и курсах усовершенствования насчитывались десятки учебных отделений. Остро ощущался недостаток аудиторного фонда, что создавало большие трудности в организации учебного процесса. Тяжёлыми были и жилищные условия преподавателей, слушателей и их семей. Начальник штаба Военно-воздушных сил Красной Армии генерал-полковник авиации С.А. Худяков 23 марта 1944 года телеграфировал в академию: «Постановлением ГКО от 22 марта 1944 года академия переводится в Монино, с чем поздравляю…». Перебазирование должно было осуществиться в период с 15 апреля по 15 мая с таким расчётом, чтобы уже 17 мая 1944 года на новом месте в нормальных условиях начать плановые занятия[13]. Сразу же по прибытии академии в Монино началось интенсивное достраивание нового учебного корпуса. Одновременно возводились и другие здания.

9 мая 1945 года окончилась Великая Отечественная война. Празднуя победу, коллектив академии одновременно подводил итоги своей работы за годы войны. Главный итог состоял в том, что весь личный состав, и, прежде всего, преподаватели академии, отдавали свои силы, знания и творческие способности делу обучения и воспитания авиационных командных кадров. Академия подготовила для фронта на факультетах и курсах усовершенствования тысячи квалифицированных командиров. За боевые заслуги и высокую эффективность ратного труда более ста воспитанников академии, учившихся в 1940‑1945 гг. на её факультетах и курсах, были удостоены генеральских званий. В жестокой борьбе с врагом многие воспитанники и сотрудники академии пали смертью храбрых.

Правительство высоко оценило заслуги академии. За выдающиеся успехи в подготовке высококвалифицированных командных авиационных кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии была награждена орденом Красного Знамени[14].

Слушатели 20-го приема командного факультета академии на стажировке в г. Коломыя (1947 г.).
Слушатели 20-го приема командного факультета академии на стажировке в г. Коломыя (1947 г.).

Военно-воздушная академия во все времена возглавлялась виднейшими авиационными военачальниками, как правило, заслуженными и отмеченными высшими правительственными наградами. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 г. генерал-лейтенанта П.П. Ионова, вышедшего в отставку, на должности начальника академии сменил талантливый военачальник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза маршал авиации Ф.Я. Фалалеев[15]. В первые послевоенные годы заместителями начальника академии по учебной работе являлись генералы А.С. Колесов, А.Р. Шарапов, С.П. Синяков. В конце 1947 г. в эту должность вступил генерал-лейтенант авиации Я.С. Шкурин. Заместителем начальника академии по общим вопросам был генерал-майор авиации С.Д. Теренченко, с 1948 г. ‑ генерал-лейтенант авиации И.К. Самохин. До 1948 г. заместителем начальника академии по политической части являлся генерал-майор авиации П.Л. Иваненко, а после него был назначен полковник И.С. Молчанов.

В 1946 г. академия приступила к подготовке авиационных кадров с высшим образованием для армий стран народной демократии. В 1947 г. для них был создан специальный факультет. Его возглавил полковник А.Р. Андронов, а затем Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ф.П. Котляр. В 1949 г. на должность начальника факультета был назначен полковник М.М. Волосюк. Курсы усовершенствования возглавлял генерал-лейтенант авиации В.А. Ушаков, командовавший во время войны бомбардировочным авиационным корпусом.

Уже в конце Великой Отечественной войны существенно изменилось качество как переменного, так и постоянного состава академии. На учёбу прибывали участники боевых действий, имевшие, как правило, значительный боевой опыт и получившие практику руководства подразделениями и частями. Среди них было немало отмеченных высшими правительственными наградами[16]. В 1950 г. маршал авиации Ф.Я. Фалалеев вышел в отставку. Начальником академии был назначен генерал-лейтенант авиации С.А. Пестов. Его заместителем по учебной и научной работе стал генерал-лейтенант авиации Н.Г. Селезнёв, которого в 1952 г. сменил генерал-лейтенант авиации Е.Ф. Логинов, впоследствии маршал авиации, министр Гражданской авиации СССР. С 1951 по 1956 г. заместителем начальника академии по научной работе являлся генерал-майор авиации Б.Ф. Свешников.

Начало нового учебного года (1950-е гг.).
Начало нового учебного года (1950-е гг.).

Революционные преобразования в военном деле предъявили более высокие требования к оперативно-тактической, военно-технической и моральной подготовке авиационных кадров. Поэтому вторая половина 1950-х годов ознаменовалась активными поисками форм, которые должны были обеспечить подготовку специалистов, способных умело применять реактивную авиацию в условиях ядерной войны. Увеличивался контингент слушателей. Только с 1948 по 1952 г. их число на основных факультетах возросло в 1,6 раза. На факультете заочного обучения количество слушателей увеличилось в 3 раза[17].

Занятия в спортзале академии (1950-е гг.).
Занятия в спортзале академии (1950-е гг.).

В апреле 1956 года на должность начальника академии прибыл Герой Советского Союза генерал-полковник авиации (с 1959 г. ‑ маршал авиации) С.А. Красовский[18] ‑ видный военачальник Великой Отечественной войны. Начав в 1916 г. в царской армии службу рядовым, он приобрёл большой жизненный опыт и прошёл долгий путь на службе Отечеству. Окончив в 1936 г. оперативный факультет «Жуковки», он командовал авиационными соединениями, участвовал в советско-финляндской войне. В годы Великой Отечественной войны С.А. Красовский возглавлял 2-ю воздушную армию (ВА), пройдя с ней славный боевой путь от берегов Дона и Волги до Берлина и Праги. Первым заместителем начальника академии стал генерал-лейтенант авиации А.С. Дземешкевич, заместителем по учебной работе ‑ генерал-майор авиации (с 1959 г. – генерал-лейтенант авиации) А.А. Семёнов. Заместителем начальника академии по научной работе стал генерал-лейтенант авиации С.А. Пестов, а с сентября 1957 года ‑ генерал-лейтенант авиации И.П. Турчин. С реорганизацией в 1959 г. политического отдела академии в партийный комитет его секретарями последовательно избирались опытные политработники генерал-майоры авиации В.Г. Точилов и А.В. Рубочкин.

Построение в честь нового учебного года (на трибуне маршал авиации С.А. Красовский, 1965 г.).
Построение в честь нового учебного года (на трибуне маршал авиации С.А. Красовский, 1965 г.).

В соответствии с происходившими в составе ВВС переменами производилось расширение академии. Был открыт новый факультет ‑ боевого применения баллистических ракет, начальником которого стал генерал-майор авиации А.И. Щербаков.

В начале шестидесятых годов двадцатого столетия в соответствии с «Законом о новом значительном сокращении Вооружённых Сил СССР» были расформированы многие полки и дивизии ВВС в полном составе. Однако Военно-воздушная Краснознаменная академия стала ведущим центром подготовки командных авиационных кадров. С 1966 г. в неё стали поступать офицеры, окончившие высшие военные училища[19].

За большие достижения в подготовке авиационных кадров и в ознаменование 50-летия Советских Вооружённых Сил в феврале 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР академия была награждена орденом Кутузова I степени. Постановлением Совета Министров СССР от 15 апреля 1968 года Военно-воздушной Краснознаменной, ордена Кутузова I степени академии было присвоено имя первого человека, покорившего космос, ‑ Юрия Алексеевича Гагарина[20].

Внос Боевого знамени академии перед новым учебным годом (1970-е гг.).
Внос Боевого знамени академии перед новым учебным годом (1970-е гг.).

В мае 1968 года должность начальника академии принял видный авиационный военачальник Герой Советского Союза маршал авиации С.И. Руденко[21]. Он являлся заметной фигурой среди других командующих авиационными объединениями периода Великой Отечественной войны. Под руководством С.И. Руденко генералы и офицеры 16-й воздушной армии эффективно содействовали Сухопутным войскам в разгроме врага. В послевоенные годы маршал авиации С.И. Руденко занимал высокие должности: был начальником Главного штаба и первым заместителем главнокомандующего ВВС. Заместителями начальника академии последовательно были генерал-лейтенанты авиации П.П. Перцов и А.А. Сивков. Должность заместителя начальника академии по учебной и научной работе долгое время исполнял Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.И. Давидков. Начальником политотдела академии являлся генерал-лейтенант авиации Л.Д. Фильченко.

В строю иностранные слушатели ВВА им. Ю.А. Гагарина (1970-е гг.).
В строю иностранные слушатели ВВА им. Ю.А. Гагарина (1970-е гг.).

В сентябре 1972 года Министр обороны СССР издал приказ, в котором объявил постановление Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». Министр потребовал направить усилия высших военно-учебных заведений на дальнейшее улучшение качества подготовки офицерских кадров. В августе 1973 года на должность начальника академии был назначен прославленный ас Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации (с 1981 г. ‑ маршал авиации) Н.М. Скоморохов[22]. В академии были разработаны новые учебные планы и программы, которые вступили в действие уже с 1974 г. Постоянно требуя напряженной работы от профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников академии, начальник академии подавал подчинённым личный пример. Маршал авиации Н.М. Скоморохов являлся доктором военных наук и обладал учёным званием профессора. Заместителем начальника академии с мая 1974 года являлся Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.Ф. Ковачевич. Заместителем начальника академии по учебной и научной работе в 1977 г. стал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.У. Дольников. В 1981 г. эту должность занял генерал-лейтенант авиации В.А. Горбачёв. Начальниками политического отдела академии последовательно назначаясь, работали генерал-лейтенанты авиации В.И. Коробов и Н.А. Цымбал.

В.С. Высоцкий и генерал-майор П.А. Загайный в Доме офицеров академии (19.06.1975 г.).
В.С. Высоцкий и генерал-майор П.А. Загайный в Доме офицеров академии (19.06.1975 г.).

Со второй половины 80-х годов ХХ в. в Вооружённых Силах СССР, как и во всей стране, стали назревать кризисные явления. Со сменой руководства государства началось постепенное реформирование всех укладов жизни, которое приводило к разным порою неожиданным результатам. В это время в состав руководства Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина стали назначаться военачальники послевоенного поколения.

Сдача государственного экзамена (на переднем плане Главный маршал авиации П.С. Кутахов) (1982 г.).
Сдача государственного экзамена (на переднем плане Главный маршал авиации П.С. Кутахов) (1982 г.).

В октябре 1988 года начальником академии был назначен генерал-полковник авиации Б.Ф. Корольков. Он имел большой опыт службы в войсках, занимая до своего назначения в академию командные должности различного масштаба, вплоть до первого заместителя главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР. В должности начальника Военно-воздушной академии генерал-полковник авиации Б.Ф. Корольков, организуя перестройку учебного процесса, большое внимание уделял повышению практической направленности учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Заместителем начальника академии с августа 1987 по ноябрь 1990 года был генерал-лейтенант авиации В.П. Гаранин, в феврале 1991 года на эту должность был назначен генерал-лейтенант авиации Г.П. Беднов. В августе 1988 года заместителем начальника академии по учебной и научной работе стал генерал-лейтенант авиации А.И. Бобровский. В декабре 1991 г. его сменил генерал-лейтенант авиации Г.И. Захаров. Политотдел академии с февраля 1990 года возглавлял генерал-майор авиации Ю.М. Шевцов. После реорганизации в 1992 г. политического отдела в отделение воспитательной работы, его возглавил полковник В.В. Коваленко.

Сдача академией физподготовки комиссии Главного штаба ВВС (1983 г.).
Сдача академией физподготовки комиссии Главного штаба ВВС (1983 г.).

Новое руководство академии проводило курс на смещение акцентов в методической работе Военно-воздушной академии в сторону компьютеризации и практической направленности обучения. Первыми начали использовать электронно-вычислительную технику (ЭВТ) в учебном процессе кафедры штурманского обеспечения и тактики ВВС. Учёными академии был создан и внедрён в учебный процесс автоматизированный комплекс, обеспечивающий на основе ЭВТ планирование, организацию лётной работы и управление отдельными элементами повседневной деятельности авиационных частей и соединений.

Занятия на кафедре высшей математики проводят Е.В. Вышкварок (слева) и Л.М. Чернега (1980-е гг.).
Занятия на кафедре высшей математики проводят Е.В. Вышкварок (слева) и Л.М. Чернега (1980-е гг.).

Социально-экономические и политические изменения, происходившие в стране с начала 90-х годов ХХ в., привнесли много нового и непривычного в жизнь общества, причем как положительного, так и отрицательного. Они же повлекли за собой существенные преобразования в высшей военной школе. В соответствии с основными положениями Концепции развития военного образования Вооружённых Сил Российской Федерации[23], совершенствование учебного процесса в академии должно было осуществляться по пути кардинального улучшения методики обучения слушателей с учётом достижений педагогики, психологии и появления новых технических средств обучения. Большее внимание предполагалось уделять разработке, освоению и внедрению в учебный процесс новых информационных технологий. Они должны были позволить преподавательскому составу академии привести в соответствие требования к увеличенному объему знаний, даваемых выпускникам, и сократить до двух лет сроки обучения на основных факультетах. В конце 80-х‑начале 90-х годов прошлого столетия происходил интенсивный процесс смены начальников и профессорско-преподавательского состава многих общеакадемических и факультетских кафедр. На ключевые должности в это время назначались, как правило, молодые, профессионально подготовленные и энергичные офицеры, способные обеспечить высокое качество и эффективность учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работы. В то же время, обеспечивая преемственность поколений, в академии удалось сохранить на гражданских должностях костяк наиболее работоспособных, уволенных в запас или отставку офицеров и генералов, имеющих учёные степени и звания, в том числе и участников Великой Отечественной войны.

Занятия на учебном командном пункте проводит полковник М.Н. Панченко (1980-е гг.).
Занятия на учебном командном пункте проводит полковник М.Н. Панченко (1980-е гг.).

С 1997 г. академию возглавил генерал-полковник В.П. Козлов, назначенный её начальником с должности командующего одним из сильнейших авиационных объединений ВВС. На рубеже XX и XXI веков начальник академии, его заместители и помощники занимались непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса, научной работы, осуществляли подбор и расстановку кадров, поддерживая связи с другими организациями и органами управления ВВС, организовывали и контролировали внутреннюю и гарнизонную службы в соответствии с актуальными требованиями текущего сложного времени.

Один из легендарных начальников ВВА им. Ю.А. Гагарина маршал авиации Н.М. Скоморохов (1980-е гг.).
Один из легендарных начальников ВВА им. Ю.А. Гагарина маршал авиации Н.М. Скоморохов (1980-е гг.).

Заместители начальника академии осуществляли руководство конкретными направлениями деятельности личного состава в соответствии со своими обязанностями. Заместителем начальника академии являлся лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант В.В. Васютин. Заместителем начальника академии по учебной и научной работе в 1997 г. был назначен полковник (впоследствии генерал-лейтенант) И.Н. Найдёнов. Отдел воспитательной работы возглавлял полковник В.В. Коваленко.

Созвездие Героев в ВВА (слева направо 1-й ряд И.Н. Кожедуб, А.Н. Ефимов, В.Н. Терешкова, П.С. Кутахов; 2-й ряд Г.Т. Береговой, Н.М. Скоморохов, В.А. Шаталов (1980-е гг.)).
Созвездие Героев в ВВА (слева направо 1-й ряд И.Н. Кожедуб, А.Н. Ефимов, В.Н. Терешкова, П.С. Кутахов; 2-й ряд Г.Т. Береговой, Н.М. Скоморохов, В.А. Шаталов (1980-е гг.)).

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года «О первоочередных мерах по реформированию Вооружённых Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры», началась новая фаза реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации, повлекшая за собой преобразование Войск противовоздушной обороны (ПВО) и ВВС в новый единый вид Вооружённых Сил. Формирование нового вида Вооружённых Сил поставило серьёзные проблемы перед командованием ВВС, связанные с необходимостью проведения глубоких структурных изменений, пересмотра некоторых положений теории боевого применения сил авиации, радиотехнических, ракетных войск и зенитной артиллерии, а также всей системы подготовки командных кадров. Это поставило перед командованием академии новые задачи, потребовавшие интенсификации процесса обучения. Несмотря на существовавшие сложности, поставленные задачи были выполнены: в 1999 г. Государственная аттестационная комиссия достаточно высоко оценила уровень профессиональной подготовки слушателей-выпускников, прошедших полный курс двухгодичного обучения.

Занятия на авиационном тренажёре проводит полковник М.Ф. Тимохин (1980-е гг.).
Занятия на авиационном тренажёре проводит полковник М.Ф. Тимохин (1980-е гг.).

Изменения, происходившие в военном строительстве, также вызвали необходимость серьезного повышения гуманитарной составляющей военного образования. При этом не только требовалось усилить внимание к преподаванию гуманитарных дисциплин, но также приобретали большое значение некоторые аспекты оперативно-тактических дисциплин: в частности придавалось большое значение изучению исторического опыта, накопленного народами России в ходе вооружённой борьбы по защите Отечества. Перестройка учебного процесса тяжелым бременем легла на учебный отдел академии, начальником которого являлся полковник А.И. Коротков. Изменялся и привычный облик академических подразделений: 16 июня 2000 года в академии был создан первый в вузах Министерства обороны Российской Федерации центр информационных технологий, который возглавил полковник В.М. Власов. В состав центра вошли отделы научно-вычислительный и военно-технической информации, лаборатория технических средств обучения, кино-фото лаборатория[24].

Объезд Министром обороны РФ генералом армии П.С. Грачёвым строя академии во время парада Победы в Москве на Кутузовском проспекте у Поклонной горы (09.05.1995 г.)
Объезд Министром обороны РФ генералом армии П.С. Грачёвым строя академии во время парада Победы в Москве на Кутузовском проспекте у Поклонной горы (09.05.1995 г.)

Научная работа являлась одним из основных видов деятельности Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Она направлялась на проведение исследований актуальных проблем строительства ВВС, стратегии и оперативного искусства ВВС, тактики соединений и частей авиации, всестороннего обеспечения боевых действий, боевой подготовки и безопасности полётов, теории воинского обучения и воспитания, истории военного искусства ВВС. Научно-исследовательским отделом руководили полковники В.Л. Махнин, Н.Н. Бессарабов.

Занятия на автоматизированном учебном комндном пункте проводит полковник А.Н. Воронов (конец 1990-х гг.).
Занятия на автоматизированном учебном командном пункте проводит полковник А.Н. Воронов (конец 1990-х гг.).

В августе 2000 года заместителем министра образования РФ был утверждён первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ВВА им. Ю.А. Гагарина. Обучение по этому стандарту началось в 2002 г.

В феврале 2002 года на должность начальника академии был назначен генерал-полковник А.Н. Барсуков, прибывший с должности начальника Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил ‑ заместителя Главнокомандующего ВВС. Заместителями начальника академии были компетентные и заслуженные специалисты. Так, заместителем начальника академии являлся генерал-лейтенант Г.К. Курзенков. Заместителем начальника академии по учебной и научной работе до 2005 г. оставался генерал-лейтенант И.Н. Найдёнов.

Выпускник академии 1982 г. первый вьетнамский космонавт генерал-лейтенант Фам Туан в Монино (1998 г.).
Выпускник академии 1982 г. первый вьетнамский космонавт генерал-лейтенант Фам Туан в Монино (1998 г.).

В эти годы важнейшим направлением военно-научного сопровождения учёными академии разработок промышленности, где были получены весомые научные и практические результаты, являлись автоматизированные системы управления (АСУ) войсками и оружием. В «Гагаринке» были разработаны автоматизированные рабочие места (АРМ) лиц боевого расчёта авиационных объединений, соединений и частей из состава единой АСУ ВВС. В академии продолжались научные исследования, были разработаны предложения и рекомендации по созданию облика и концепции построения бортовых автоматизированных систем интеллектуальной поддержки экипажей боевых авиационных комплексов пятого поколения. В последствии реализация предложенной концепции нашла практическое отражение в научно-исследовательских экспериментальных работах Раменского приборостроительного конструкторского бюро и ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» при разработке эскизно-технических проектов перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации и лёгкого ударного самолета Як-135.

Выпуск из ВВА им. Ю.А. Гагарина в Центральном музее ВВС(прощание с Боевым знаменем академии, начало 2000-х гг.).
Выпуск из ВВА им. Ю.А. Гагарина в Центральном музее ВВС (прощание с Боевым знаменем академии, начало 2000-х гг.).

Одним из важных направлений научно-практической деятельности учёных академии также являлось обоснование требований к современным тренажёрным системам и разработка методологии их применения для подготовки лётного состава ВВС. Научная концепция построения и методология применения современных тренажёрных систем в 2002 и 2003 гг. были изложены в докладах на международной конференции в Центральном аэрогидродинамическом институте (г. Жуковский), которые были опубликованы в 2003 г. в журнале «Military Simulation & Training». Результаты научных исследований учёных академии по этим проблемам были реализованы при создании нескольких образцов программного обеспечения для навигационных и специализированных тренажёров.

 Выпуск из ВВА им. Ю.А. Гагарина в Центральном музее ВВС(прощание с Боевым знаменем академии (продолжение), начало 2000-х гг.).
Выпуск из ВВА им. Ю.А. Гагарина в Центральном музее ВВС (прощание с Боевым знаменем академии (продолжение), начало 2000-х гг.).

В эти же годы учёными академии были разработаны и научно обоснованы концепция тренажёрной подготовки и методология применения специализированного тренажёра боевого применения авиационных средств поражения самолёта МиГ-29СМТ (ООО «Новые технологии и системы»), который демонстрировался на международных авиационно-космических салонах в Германии, Великобритании и Индии.

 Для иностранных слушателей учёба в прославленной академии всегда была престижной (2007 г.).
Для иностранных слушателей учёба в прославленной академии всегда была престижной (2007 г.).

В ВВА им. Ю.А. Гагарина была разработана уникальная командно-штабная математическая модель боевых действий авиационной группировки на театре войны (стратегическом направлении), которая была апробирована на многих учениях в войсках и широко применяется сегодня в учебном процессе.

Последний выпуск из монинской академии (2011 г.).
Последний выпуск из монинской академии (2011 г.).

С началом XXI столетия проблемы военного образования и социальной защиты военнослужащих, а также пути их решения обсуждались на многочисленных конференциях, проводимых в Вооружённых Силах при участии ВВА им. Ю.А. Гагарина. В подготовке этих мероприятий активное участие принимали учёные академии, которыми были подготовлены проекты таких важных документов, как: концепции информатизации системы военного образования Вооружённых Сил и ВВС РФ; проекты концепции и государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002‑2005 годы»; разработанная по заданию Министерства труда и социального развития система информационного обеспечения региональной модели профессиональной адаптации на рынке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также ряд других государственных документов.

Гордость академии - регбийный клуб ВВА-Подмосковье (начало 2000-х гг.)
Гордость академии – регбийный клуб ВВА-Подмосковье (начало 2000-х гг.)

В 2004 г. академию ждало новое испытание. Впервые в своей истории ей предстояло пройти лицензирование, аттестацию и аккредитацию. В течение 2003‑2004 гг. велась напряжённая подготовка к проведению данного мероприятия, в ходе которой было подготовлено и издано более сотни учебников, монографий и учебных пособий. Трудно было найти в академии человека, который не принимал бы участие в подготовке и проведении её аккредитации. Результаты лицензирования, аттестации и аккредитации были впечатляющими. Аккредитационные показатели академии по данным Центра моделирования Министерства образования и науки (г. Иошкар-Ола) вывели Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина на одно из ведущих мест среди вузов Министерства обороны Российской Федерации.

Бассейн ВВА им. Ю.А. Гагарина.
Бассейн ВВА им. Ю.А. Гагарина.

В 2005 г. заместителем начальника академии по учебной и научной работе стал генерал-лейтенант В.Л. Махнин. Работу по формированию здорового морально-психологического климата среди личного состава академии и изучению его состояния проводил отдел воспитательной работы, возглавляемый заместителем начальника академии по воспитательной работе ‑ начальником отдела полковником В.Н. Шуликой.

В рассматриваемое время в условиях открытости нового российского общества начали осуществляться ещё более широкие (по сравнению с советским временем) контакты представителей академии с зарубежьем. Так, Военно-воздушную академию посетили представители ВВС Англии, Испании, Франции, Италии, Нидерландов, Греции, Швеции, Исландии и других европейских стран. Приезжали также военные делегации из государств, расположенных на американском континенте, ‑ США, Канады, Чили; из Юго-Восточной Азии ‑ Вьетнама, Китая, Южной Кореи, Камбоджи, Индонезии; из Африки ‑ Алжира, Анголы, Египта, Ливии и других стран мира. Около двадцати генералов и офицеров академии приглашались в зарубежные страны в качестве преподавателей, консультантов, инструкторов, докладчиков и просто гостей.

Центральный вход в главный корпус ВВА им. Ю.А. Гагарина.
Центральный вход в главный корпус ВВА им. Ю.А. Гагарина.

Если же взять всю монинскую страницу истории академии, то в ней обучались более двух тысяч военных специалистов из двадцати одной страны мира. Многие из них занимали и занимают в настоящее время высокие посты в национальных армиях, внося большой вклад в укрепление обороноспособности своих государств. Признанием заслуг академии в деле подготовки национальных авиационных кадров для разных государств мира стало её награждение восемью орденами и одной медалью иностранных держав[25].

Динамичные изменения ситуации в стране и за рубежом вносили много нового в жизнь и деятельность Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, вызывая дополнительные трудности в организации и обеспечении учебного процесса. Следует отметить, что основные проблемы в деятельности академии были порождены постоянным курсом, направленным на сокращение её личного состава.

Мозаичное панно на северном торце главного корпуса академии (автор А.В. Руцкой)
Мозаичное панно на северном торце главного корпуса академии (автор А.В. Руцкой).

В это непростое время с сентября 2007 года по июль 2008 года обязанности начальника академии исполнял генерал-майор В.В. Дегтерёв, прибывший в академию с должности начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.

В июле 2008 года временно исполняющим должность начальника академии был назначен генерал-лейтенант В.П. Малащицкий, прибывший в академию с должности начальника штаба ‑ первого заместителя начальника авиации ВВС.

Бюст Ю.А. Гагарина на служебной территории академии.
Бюст Ю.А. Гагарина на служебной территории академии.

Кроме всего изложенного выше, хочется отметить, что Военно-воздушная академия всегда славилась и спортивными успехами. Так, за время её существования было подготовлено 18 мастеров спорта международного класса, 150 мастеров спорта и свыше 400 кандидатов в мастера спорта. Слушатели академии всегда были в первых рядах и с честью защищали спортивную честь академии на состязаниях по различным видам спорта. Например, в своё время в соревнованиях по штанге лидировал трижды Герой Советского Союза подполковник, впоследствии маршал авиации И.Н. Кожедуб, гимнастике ‑ дважды Герой Советского Союза майор В.И. Мыхлик, лёгкой атлетике ‑ Герой Советского Союза капитан А.В. Анохин, баскетболе ‑ Герой Советского Союза майор Г.А. Мерквиладзе и многие другие[26].

 Монумент перед Домом офицеров академии - Слава покорителям космоса (скульптор Г.Н. Постников, 1962 г.).
Монумент перед Домом офицеров академии – Слава покорителям космоса (скульптор Г.Н. Постников, 1962 г.).

Высоких спортивных результатов на состязаниях различных рангов постоянно добивались футболисты, волейболисты, баскетболисты, гандболисты и теннисисты. Так, в течение нескольких лет чемпионом московских военных академий была футбольная команда, возглавляемая старшим лейтенантом А.И. Хрокиным. В числе игроков команды выступали слушатели заслуженный мастер спорта майор В.М. Бобров, мастер спорта майор А.Г. Стриганов, дважды Герой Советского Союза капитан А.Я. Брандыс.

Ветераны академии всегда в строю (2000-е)

Заслуженный мастер спорта капитан К.К. Рева не только руководил волейбольной командой академии, но и был капитаном сборной команды СССР по волейболу. Волейбольная команда академии была чемпионом РСФСР, а в 1950 г. участвовала в розыгрыше первенства СССР по классу мастеров. Монинские баскетболисты неоднократно завоевывали первенство в матчах академий и городов Московской области[27].

 Памятник перед Монинским мемориальным кладбищем - Скорбящая мать (скульпторы Б.М. Кунтыш и О.Г. Бережной. Архитектор А.В. Терехов (1967 г.)).
Памятник перед Монинским мемориальным кладбищем – Скорбящая мать (скульпторы Б.М. Кунтыш и О.Г. Бережной. Архитектор А.В. Терехов (1967 г.)).

Наибольших успехов достигла команда регбистов, созданная в 1966 г. Она 9 раз побеждала в чемпионатах СССР и пять раз становилась обладателем Кубка страны. На сегодняшний день это многократный чемпион и обладатель Кубка России, а также Кубка Европейских чемпионов по регби-15 и регби-7. Её представители постоянно входят в составы регбийных сборных страны[28].

Помимо спортивной составляющей, Военно-воздушная академия всегда славилась своей богатой культурной жизнью, а Гарнизонный Дом офицеров являлся центром культурно-массовой работы для военнослужащих и всех жителей Монино долгие годы. На его сцене выступали многие известные отечественные и зарубежные артисты.

Памятник перед северным въездом в монинский гарнизон - Слава военным лётчикам (скульптор Н.Ф. Венгрин, 1980-е гг.).
Памятник перед северным въездом в монинский гарнизон – Слава военным лётчикам (скульптор Н.Ф. Венгрин, 1980-е гг.).

На базе Центрального музея ВВС – историко-методического центра академии, созданного при ней 28 ноября 1958 года, неоднократно проводились грандиозные авиационные праздники. Так, 13‑15 августа 2004 года на монинском аэродроме были проведены международная военно-историческая выставка и авиашоу «Асы Второй мировой войны». С 28 по 31 июля 2005 года здесь же проходило авиашоу «Легенды мировой авиации», посвященное 60-летию победы в Великой Отечественной войне, а 11 августа 2007 года на аэродроме состоялся воздушный праздник, посвященный 95-летию создания Военно-воздушных сил[29].

В 2008 г. было принято решение о слиянии двух академий – «Жуковки» и «Гагаринки». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 283-р[30] в ведении Министерства обороны России создаётся федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования ‑ «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Временно исполняющим должность начальника нового учреждения был назначен генерал-лейтенант В.П. Малащицкий.

Далее выходит новое распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р[31]. В соответствии с ним предписывалось: «В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России: создать федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») (г. Москва, пос. Монино, Щёлковский район Московской области)». К Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина был присоединён ряд военных училищ (в качестве обособленных структурных подразделений).

Временно исполняющим должность начальника ВУНЦ ВВС «ВВА» стал генерал-лейтенант В.Г. Бычков, его заместителем генерал-майор Т.Ч. Султанов, заместителем по учебной и научной работе ‑ полковник О.П. Еруков.

Итак, в 2008 г. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») (г. Москва, пос. Монино, Щёлковский район Московской области) – объединённая академия шагнула в эпоху кардинальных преобразований. С первых минут вступления в должности новое командование столкнулось с острой необходимостью защиты академии, в стенах которой были подготовлены и трудились сотни докторов и тысячи кандидатов наук, десятки отечественных лётчиков-космонавтов и зарубежные покорители космоса, руководители военно-воздушных сил различных стран, судьба которой буквально висела на волоске, который в итоге всё же оборвался.

Монинское мемориальное кладбище.
Монинское мемориальное кладбище.

Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 года № 1136[32] подготовка обучающихся из ВУНЦ ВВС «ВВА» была передана в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) с переименованием его на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 609-р[33] путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Москва, пос. Монино, Щёлковский район Московской области) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) на ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)».

Сегодня военнослужащие и гражданский персонал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», дислоцирующегося в Воронеже, стараются продолжать доблестные традиции старших поколений, успешно решать задачи по подготовке офицерских кадров для военной авиации. Но академией это можно назвать с большой натяжкой…

 

С.В. КРЫЛОВ – полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

Литература

[1] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. М.: Воениздат, 1984. С. 13.

[2] Там же. С. 16.

[3] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 19.

[4] К моменту приёма академии в монинском гарнизоне имелось: 6 жилых домов, общей площадью 20 174 кв. м. (1510 комнат).; 12 домов для размещения вольнонаемного состава общей площадью 3565 кв. м.; 4 казармы для размещения красноармейцев; аэродром с 5-ю служебными зданиями.

[5] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 19.

[6] Там же. С. 21.

[7] Там же. С. 23.

[8] Там же. С. 27.

[9] Там же. С. 30.

[10] Там же. С. 31.

[11] Там же. С. 36.

[12] Соловьев Н.П. Основы управления и службы штабов авиационных частей и соединений Военно-воздушных сил. Монино: ВВА, 1957. С. 38.

[13] Там же. С. 40.

[14] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 39.

[15] В июле 1941 года Ф.Я. Фалалеев становится командующим ВВС Юго-Западного фронта и одновременно командующим ВВС Юго-Западного стратегического направления. С июля 1942 года генерал Ф.Я. Фалалеев назначается начальником штаба ВВС Красной Армии. В условиях ожесточённых боёв под Сталинградом и на Кавказе главные свои усилия он направляет на повышение эффективности действий авиации, непосредственно руководит обобщением боевого опыта, организует чёткую и слаженную работу управлений и служб ВВС. Именно под его руководством штаб ВВС заработал в полную силу и стал тем организующим началом в центральном аппарате управления, которым он являлся до победоносного завершения войны. По состоянию здоровья Ф.Я. Фалалеев весной 1943 года освобождается от должности начальника штаба ВВС, оставаясь заместителем командующего ВВС Красной Армии. Как человека, обладающего высокой штабной культурой, маршала авиации Ф.Я. Фалалеева высоко ценил начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза А.М. Василевский и постоянно привлекал его для координации действий авиации на тех фронтах, где находился сам.

[16] В числе слушателей, обучавшихся в академии в 1948‑1951 гг., было 209 Героев Советского Союза, 25 лётчиков, удостоенных этого звания дважды, и один (И.Н. Кожедуб) – трижды (всего среди выпускников ВВА было около семисот Героев Советского Союза, в том числе, один человек ‑ трижды и 39 – дважды). Среди них можно найти имена, составлявшие гордость отечественной авиации. Это В.А. Алексеенко, Т.Я. Бегельдинов, Л.И. Беда, А.Е. Боровых, Д.Б. Глинка, Н.Д. Гулаев, С.Д. Луганский, В.И. Попков, Г.А. Речкалов и многие другие. Все они с интересом учились; впоследствии только из 22-го приёма два выпускника стали маршалами авиации (П.С. Кирсанов и А.П. Силантьев), 44 ‑ генералами, 20 ‑ получили учёные степени, в том числе один ‑ доктора военных наук (Н.И. Белоусов). Выпускник 23-го приема дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов стал главнокомандующим ВВС.

[17] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 46.

[18] За успешное руководство боевыми действиями авиации в годы Великой Отечественной войны и активное участие в строительстве ВВС С.А. Красовский был награжден 13-ю орденами и многими медалями. За 12 лет, в течение которых он возглавлял академию, маршал Красовский завоевал огромный авторитет у её личного состава, а также любовь и уважение жителей Монино. «Это был настоящий хозяин», ‑ вспоминают старожилы гарнизона. Но он был и хорошим педагогом: в 1966 г. Красовскому было присвоено учёное звание «профессор».

[19] В 1968 г. на командный факультет было зачислено около 20% офицеров, окончивших высшие училища, на штурманский ‑ 40%, а в 1969 г., соответственно, 60% и 100% от общего числа поступавших в академию. С 1970 г. эти факультеты стали комплектоваться только офицерами, имевшими высшее образование. В связи с этим коренной переработке подверглись планы и программы обучения слушателей в академии.

[20] militera.lib.ru›h/vva_monino/pre.html (дата обращения: 02.02.2020 г.).

[21] В Великую Отечественную войну С.И. Руденко вступил, командуя авиационной дивизией. Однако уже летом 1942 года, являясь заместителем командующего 8-й ВА, он руководил формированием 16-й воздушной армии, в командование которой вступил в ходе битвы под Сталинградом. Командуя этой армией, С.И. Руденко принимал участие в битве на Курской дуге и в освобождении Белоруссии. Соединения армии господствовали в небе Европы и приняли активное участие в заключительном аккорде войны ‑ Берлинской операции.

[22] В 1942 г. Н.М. Скоморохов окончил военную авиационную школу пилотов и был направлен на фронт. Будучи лётчиком-истребителем, совершил более 600 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, в которых лично сбил 46 самолётов противника. В послевоенное время Н.М. Скоморохов находился на командных должностях в ВВС.

[23] Концепция развития военного образования Вооружённых Сил Российской Федерации, вышедшая в свет в 1993 г., разрабатывалась с учётом положений новых законодательных актов по вопросам обороны, строительства Вооружённых Сил и развития образования в России, реальных экономических возможностей государства, сложившихся к тому времени, а также опыта и перспектив развития военного образования в стране и за рубежом.

[24] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 59.

[25] Орденом «Народная Республика Болгария I степени» (1970 г.); орденом «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (Германская Демократическая Республика, 1972 г.); орденом «Знамя труда I класса» (Польская Народная Республика, 1973 г.); орденом Красного Знамени (Чехословакия Социалистическая Республика, 1978 г.); орденом Боевого Красного Знамени (Монгольская Народная Республика, 1979 г.); орденом Воинской Доблести I степени (Социалистическая Республика Вьетнам, 1983 г.); орденом Красного Знамени (Венгерская Народная Республика, 1988 г.); медалью «За заслуги перед ЧНА» I степени (Чехословакия Социалистическая Республика, 1990 г.); орденом Антонио Масео (Республика Куба, 1991 г.).

[26] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 142.

[27] militera.lib.ru›h/vva_monino/pre.html (дата обращения: 02.02.2020 г.).

[28] Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 142.

[29] Там же. С. 76.

[30] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 283-р. М., 2008.

[31] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р. М., 2008.

[32] Приказ министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 1136. М., 2011.

[33] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 609-р. М., 2012.