40 секунд на подвиг

«Ювелирная» посадка самолёта с невыпущенными шасси.«Ювелирная» посадка самолёта с невыпущенными шасси.

Самообладание и выучка курсанта Краснодарского училища лётчиков спасли машину и жизнь не только молодому пилоту

Нештатная ситуация возникла на взлёте, спустя две минуты после отрыва шасси учебного Л-39 от взлётно-посадочной полосы авиабазы вблизи города Майкопа. 
– Удар был неожиданным и весьма ощутимым. Лобовое остекление кабины разбилось – произошла разгерметизация. Ощущения – лёгкий шок, – восстанавливает в памяти события тех секунд сержант Михаил Еманов – курсант 4-го курса факультета истребительной авиации Краснодарского высшего военного училища лётчиков. – Но сразу же включился автомат сознания, заставивший хладнокровно действовать в нештатной ситуации. Приборы и ощущения дали понять, что двигатель отказал.

Спасший самолёт сержант Михаил Еманов представлен к награде.

Спасший самолёт сержант Михаил Еманов представлен к награде.

Как выяснится позже, на скорости около 300 км/ч и высоте 180 метров его учебный реактивный самолёт «Альбатрос» столкнулся с птицей – не с воробьём или голубем. Судя по следу на фюзеляже и фонаре кабины, это мог быть гусь или журавль. По статистике авиационных происшествий каждый год в мире случается примерно 5500 столкновений птиц с самолётами. Чаще всего такие аварии происходят при взлёте или посадке. Две трети из них фиксируются на высоте до 300 метров. Причём с кабиной самолёта пернатые сталкиваются реже – всего в 12 процентах случаев. И почти в половине случаев, в 45 процентах, они попадают в двигатель.
В учебном полёте Михаила Еманова произошло и то и другое. После столкновения с лобовым стеклом кабины лётчика тушку крупной птицы и осколки остекления воздушным потоком отбросило в воздухозаборник двигателя. Элементарные расчёты показывают: если самолёт на скорости 300 км/ч столкнётся, к примеру с чайкой, то сила удара составит около 3000 кг на квадратный сантиметр. Для сравнения: это равноценно снаряду 20-мм авиапушки.
Специалисты по безопасности полётов ситуацию оценивают достаточно жёстко: если птица попадает в двигатель, то шансы пилота удачно посадить машину – 50 на 50. Такая «нештатка» при наборе высоты – особо тяжёлое испытание для лётчика. Малая высота не оставляет права на ошибку. Тем более что двигатель у Л-39 один. Но Михаил использовал свой шанс, приложив все навыки 122 часов налёта, моторику действий на тренажёрах и обстоятельную школу инструктора капитана Евгения Бондаренко, с которым они не раз отрабатывали ситуацию с отказом двигателя.
Но главное – курсант проявил железную волю к преодолению критической ситуации как технически, так и психологически. Услышав доклад курсанта о параметрах полёта и обстоятельствах нештатной ситуации, руководитель полётов майор Евгений Коробков тоже оценил её моментально:
– «51-й» – покинуть самолёт!»
Но встречный поток воздуха на какой-то момент оглушил сержанта Еманова, и он команды с земли не расслышал. Мысль его сразу же сработала на посадку. Поняв, что приземлить самолёт обратным курсом не позволят скорость и высота, стараясь удержать «Альбатрос» от заваливания, повёл его, ещё послушного рулям, на замеченное прямо по курсу поле. Позже командир учебной авиабазы полковник Вадим Гуров назовёт посадку с невыпущенными шасси, что называется «на брюхо», ювелирной.

Чуть меньше сорока секунд длился этот подвиг курсанта. Подвиг – потому что пилот шёл на осознанный риск, выводя самолёт на аварийную посадку. И рисковал он не из лихости, а стремясь сохранить учебную машину и увести её подальше от зоны жилых застроек, которые его взгляд зафиксировал в первые же секунды после удара. Покинь он тогда машину, и та в неуправляемом режиме при полной заправке горючим вполне могла бы рухнуть на крыши домов хутора Косинов. Более того, в районе возможного падения располагалась газонаполнительная станция.
Когда самолёт коснулся земли и метров двести пронёсся по полю, Михаил понял, что теперь с полным правом может отмечать два дня рождения. Ко всему прочему перед самой посадкой он умудрился пролететь под высоковольтной линией электропередачи. После доклада руководителю полётов, выбравшись из кабины, увидел, как к самолёту от ближней фермы бегут два парня:
– Всё нормально, ребята, всё в порядке, – поспешил успокоить их курсант.
Хотя нормальным во всём этом был только неторопливый бег облаков в небе. А сердце тем временем отбивало в груди бешеный ритм. В ушах такой звон стоял, что, казалось, его слышат и эти встревоженные парни.

Когда самолёт коснулся земли и метров двести пронёсся по полю, Михаил Еманов понял, что отметил своё второе рождение

Мужественные и грамотные действия в аварийной ситуации уже отмечены командованием в представлении лётчика-курсанта к награде. Кстати, после досконального осмотра машины специалисты инженерно-авиационной службы, конечно, с учётом небольшого ремонта признали самолёт пригодным для дальнейшей эксплуатации.
Когда же я спросил Михаила, что больше всего помогало ему в эти 40 секунд аварийной посадки, он слегка улыбнулся и по-простому ответил:
– Очень не хотелось расстроить близких мне людей – маму, отца, жену, сына. А ещё – я как бы чувствовал за спиной присутствие моего инструктора капитана Евгения Бондаренко. Всё старался делать по его науке. В самолёте был уверен на все сто процентов, и очень хотел его сохранить.
В высшее авиационное училище лётчиков Михаил поступил только с четвёртого раза. Детская мечта о небе превратилась в твёрдую юношескую цель. Между попытками достичь её успел два года отучиться на инженера-машиностроителя в Павловском филиале Нижегородского политеха и послужить по призыву – командиром отделения в зенитном полку Кантемировской танковой дивизии. Его прадеды прошли в пехоте фронтами Великой Оте­чественной. Деды отслужили своё солдатами в дальних гарнизонах, отец – в ракетных войсках. А вот профессиональный путь военного Михаил выбрал первым в своей рабочей семье. И, как он признаётся, ещё ни разу об этом не пожалел.
– Именно такие скромные, обстоятельные и работящие парни способны проявить характер и навыки в неординарной ситуации, – характеризует сержанта Еманова заместитель командира учебной базы по работе с личным составом майор Вячеслав Скворцов. – Любовь к небу у них не показная, а наполненная практической целью постичь все нюансы лётной профессии. Именно такие курсанты на выпуске уже имеют квалификационный разряд лётчика.
И, пожалуй, именно такие лётчики становятся гордостью страны и бесценной по своей надёжности основой её Воздушно-космических сил.

Владимир СОСНИЦКИЙ

Майкоп, Республика Адыгея

Газета «Красная звезда» от 4 мая 2018 г.