Во Владивостоке прошли памятные мероприятия, посвященные юбилею легендарной подводной лодки «С-56»

rian_archive_152798_v-e_day_celebrations_in_vladivostok

На мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота» прошли памятные мероприятия, посвященные 75-летию подъема Военно-морского флага на легендарной подводной лодке «С-56».

Дизель-электрическая подлодка «С-56» была спущена на воду в декабре 1939 г., а 30 октября 1941 г. зачислена в состав Тихоокеанского флота. На следующий день на ее борту был поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.

В начале сентября 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана 6 подводных лодок. Ситуация осложнялась тем, что из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести подлодки по Северному морскому пути, остались на западе страны. В результате лодкам предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем — адмирал СССР.

Поход был тяжёлым и для техники, и для людей. На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до 60 градусов по Цельсию, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения. Самой «С-56» тоже досталось. Её несколько раз атаковали немецкие подлодки, а в декабре 1942 г. у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода. Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь. Но несмотря ни на что, в марте 1943 г. «С-56» дошла до базы в Полярном.

За время 153-суточного похода подлодка прошла более 16 тыс. морских миль и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед. За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей.

В марте 1944 г. лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено почетное наименование «гвардейская».

Отслужив на Севере верой и правдой 9 послевоенных лет, «С-56» получила новое задание – совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток. Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко. Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. «С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.

Боевой путь «С-56» подходил к концу. Весной 1955 г. она была выведена из боевого состава и разоружена. В 1964 г. ее использовали как учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.

Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация. Но легенду флота ждала другая судьба. 9 мая 1975 г. «С-56» была установлена на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота, в качестве корабля-музея. Сегодня легендарная подлодка входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».