Херсонесский маяк Севастополя отмечает свой двухсотлетний юбилей

Маяк на мысе Херсонес. Фото Дмитрия Страхова.Маяк на мысе Херсонес. Фото Дмитрия Страхова.

На протяжении двух веков его огонь с высоты 36-метровой башни указывает кораблям Черноморского флота безопасный вход в бухту города русских моряков.

– Маяк за это время стал свидетелем и участником стольких событий, что сейчас это уже не просто навигационное сооружение, а настоящий памятник тем героям, что защищали Севастополь, – убеждён начальник маяка Анатолий Шуневич.
Маяк на мысе Херсонес возведён в 1816 году при командующем Черноморским флотом Российской империи адмирале Алексее Грейге по проекту директора маяков Финского залива Леонтия Спафарьева. С постройкой Херсонесского маяка вход в севастопольскую бухту стал доступен для кораблей ЧФ и в ночное время. По этому же проекту в том же году был сооружён и Тарханкутский маяк.
В годы Великой Отечественной войны Херсонесский маяк стал последним рубежом обороны для защитников города. Несмотря на то что сама башня была разрушена ударами вражеской авиации, маячники продолжали работу, устанавливая на её развалинах световое оборудование. По указанию комитета обороны города они осуществляли проводку подводных лодок и ко­раблей, подвозивших в Севастополь боеприпасы и пополнение, эвакуировавших раненых. После окончания войны башня маяка была восстановлена.
Изменения за прошедшие годы коснулись не столько облика, сколько оборудования маяка. На смену масляным лампам и параболическим зеркалам-отражателям давно пришёл светооптический аппарат на основе линз Френеля и мигающая киловаттная электролампа. Вахтенному уже не нужно проходить полторы сотни ступенек вверх в фонарное помещение башни, чтобы зажечь маяк. Включение и выключение лампы производится из пункта управления в строго определённое время согласно составленной таблице освещённости. Каждые шесть минут в эфир выдаёт свои сигналы радиомаяк КРМ-300. Его позывные круглосуточно повторяют характеристику оптического маяка – две буквы морзянкой, «СВ», Севастополь.
– Все системы маяка неоднократно дублированы, – рассказывает вахтенный Виктор Плюгин. – Если даёт сбой автоматика, можно перейти на ручной режим управления. На случай отключения электроэнергии имеются мощные дизельные генераторы. Если аварийное отключение света – бежишь запускать дизеля, выставляешь часы, следишь за аппаратурой. Раньше было тяжелее, поскольку прежнее оборудование требовало гораздо больше усилий по его настройке, автоматика здорово помогает.
Помимо отключения электроэнергии аврал может случиться и по погодным условиям. Бывало, что территорию маячного городка подтапливало морем. Северо-западный ветер поднимал огромные волны, которые перехлёстывали через брекватер, и вода заливала здания до метровой отметки. Тем не менее работа маяка не прекращалась ни на минуту. «Ни разу не было такого, чтобы по нашей вине потух маяк», – с гордостью отмечают херсонесские маячники.
В юбилейный год командование Черноморского флота оказало содействие в проведении ремонта на маяке. В башне старые деревянные оконные рамы были заменены на водонепроницаемые пластиковые.
Но так ли уж нужны маяки в наши дни спутниковых систем позиционирования и электронных приборов навигации? Обязательно нужны, убеждены маячники. Даже с появлением современных технологий навигации моряки всё равно ищут глазами свет маяка.
– При всевозможных современных электронных береговых и космических средствах навигации в нештатных ситуациях, когда отказывает техника или возникают сомнения в её правильной работе, – вот он, маяк, надёжный, проверенный веками, – рассказывает смотритель Херсонесского маяка Анатолий Шуневич. – Корабли выходят к нам на девиацию, проходят её и следуют дальше без проблем.