17 июля авиация Военно-морского флота отметит 100-летие со дня образования

О том, чем сегодня живут лётчики старейшего флота России, рассказывает начальник морской авиации БФ полковник Андрей КОСТЕРИН.

– Андрей Рудольфович, какие основные задачи сегодня решает морская авиация Балтийского флота?
– Главная из них – подготовка лётного состава к выполнению любых поставленных задач в любую погоду и время суток, а также подготовка молодых экипажей. Решались задачи боевых служб, участия в совместных штабных тренировках и учениях, зачётных тактических учениях с корабельными силами флота и в других мероприятиях. Впереди авиаторов-балтийцев ждёт лётно-тактическое учение авиационной базы, запланированное на сентябрь этого года. Далее – зачётно-тактическое учение, которое станет венцом боевой подготовки всех сил Балтийского флота. Более того, авиационные экипажи в составе боевых кораблей принимают участие и в дальних походах. На сегодняшний день у нас шесть экипажей выполняют задачи на просторах Мирового океана, три из них – летающие, а ещё три занимаются обеспечением полётов.
Наряду с этим морская авиация выполняет задачи по охране рубежей как в воздушной, так и в морской среде. Я имею в виду противолодочную авиацию. У лётного состава самая большая нагрузка в целом по Вооружённым Силам. Это связано с увеличением активности сил НАТО в балтийской морской зоне. В связи с этим напряжённость работы и количество вылетов у авиации Балтфлота увеличились.
Плюс ко всему решаются задачи, которых ещё два года назад мы не выполняли. Это, например, дозаправка в воздухе – один из сложнейших видов подготовки лётного состава. В этом смысле мы отмечены в лучшую сторону. У нас около 10 лётчиков подготовлены к выполнению этой задачи. Воздушно-космические силы, и в частности Дальняя авиация, всегда идут навстречу, заботясь о том, чтобы лётчики тренировались и по сопровождению больших самолётов, и по дозаправке в воздухе. Сегодня мы набрали такие обороты, что просто поддерживаем натренированность лётного состава.
Торжественное собрание пройдёт в Калининграде, все практические мероприятия – на аэродроме в Черняховске.
– Интересно, каков сегодня у лётчиков средний налёт?
– Этот показатель на одного лётчика составляет, по данным на середину года, более 40 часов (при норме 60 часов в год). То есть мы достигли больше половины. К концу года, надеюсь, количество часов, проведённых в небе, увеличится. Сегодня, как и всегда, основная нагрузка лежит на специальной авиации, которая занимается воздушными перевозками. Это самолёты Ан-26 и Ту-134. Их экипажи имеют самый большой налёт. Чуть меньше он у вертолётчиков и лётчиков истребительной авиации.
– Какие самолёты и вертолёты находятся на вооружении морской авиации БФ, есть ли проблемы с их ремонтом?
– Сегодня на Балтийском флоте представлены все рода морской авиации. Это – штурмовая авиация, истребительная, противолодочная, транспортная. Кроме того, мы имеем поисково-спасательные вертолёты Ка-27ПС и армейскую авиацию в составе вертолётов Ми-8 и Ми-24. Техника, правда, не новая, приходится что-то ремонтировать. Но проблем с этим в последнее время всё меньше и меньше. У нас практически весь авиационный парк находится в строю. Мы летаем на той технике, которая прошла капитальные ремонты с 2013 по 2015 год.
– Планируется ли обновление авиационного парка?
– Начиная со следующего года ожидаем расширения нашего авиационного парка. На плановую замену устаревших образцов к нам придут самолёты Су-30М, вертолёты Ка-27М. В последующем ждём поступления самолётов Бе-200 и других перспективных образцов. Отмечу, что новых поступлений у нас не было давно. В последние годы в основном проводились перевооружение центра боевой подготовки и переучивание личного состава морской авиации ВМФ РФ в Ейске. Там же, в Ейске, будет производиться и переподготовка наших лётчиков, которым предстоит осваивать новую технику.


Лётный состав БФ имеет самую большую нагрузку в целом по Вооружённым Силам


– Если не секрет, как идёт реконструкция аэродрома в Чкаловске и когда на нём предполагается начать полёты?
– Работа по модернизации этого аэродрома огромная. В октябре прошлого года был завершён первый этап реконструкции. Заново построены взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки, магистральная рулёжная дорожка, групповые места стоянок воздушных судов. Сейчас проводится второй этап. Он предусматривает установку свето- и радиотехнического оборудования, после чего в принципе можно запускать аэродром, что сейчас и делается. К концу года мы должны аэродром открыть и начать там полёты. Что изменилось? Мы увеличили по ширине взлётно-посадочную полосу. Сейчас она может принимать практически все воздушные суда. В перспективе запланировано строительство новых объектов инфраструктуры. Это уже третий этап.
– Андрей Рудольфович, как в прошлом году авиаторы Балтики проявили себя на конкурсе «Морской ас»?  
– В прошлом году конкурс проходил на базе центра боевой подготовки и переучивания. Первое место на самолёте Су-24 занял наш лётчик – гвардии майор Александр Морозов, а на самолёте Ан-26 – экипаж гвардии капитана Артёма Завирухи. В призёрах был также экипаж гвардии майора Александра Чурсина.
– В праздник хотелось бы отметить лучших военнослужащих, тех, кем по праву гордятся в морской авиации БФ.
– В первую очередь это те, кто несёт боевые дежурства, выполняет полёты на перехват. В их числе гвардии подполковник Евгений Долгов, наставник и командир наших лётчиков-истребителей. Это гвардии майор Василий Антипин, командир звена. Он на Су-27 постоянно несёт боевое дежурство, лидирует по числу вылетов. Среди молодых пилотов старание и усердие проявляет гвардии старший лейтенант Дмитрий Чащин.
В штурмовой авиации стоит отметить командира звена гвардии майора Александра Морозова, а также старшего лётчика гвардии капитана Андрея Алмакаева, штурмана гвардии майора Александра Якушева, гвардии старшего лейтенанта Михаила Пушкарёва.
Особых слов благодарности заслуживает и экипаж Ми-24 гвардии капитана Александра Залецкого в составе лётчика-оператора гвардии капитана Андрея Хохлова, бортового авиационного техника гвардии старшего лейтенанта Антона Сливаева.
В смешанной авиационной эскадрилье во главе с командиром гвардии подполковником Евгением Халиковым лучшими являются такие лётчики, как командир отряда гвардии капитан Алексей Кутепов, штурман отряда гвардии капитан Антон Ушаков, штурман-оператор гвардии старший лейтенант Владимир Агафонов. Хотелось бы отметить и экипаж, который постоянно выполняет поставленные задачи, во главе с командиром звена гвардии майором Алексеем Забродиным. Это штурман вертолёта гвардии старший лейтенант Антон Полтавец, фельдшер-спасатель гвардии прапорщик Андрей Антонюк, старший бортовой авиационной техник гвардии майор Олег Наумов.
Помимо лётных экипажей, хотелось бы выделить и слаженную работу инженерно-технического состава, который готовит авиационную технику. Среди них отмечаю гвардии майоров Владимира Дисса и Андрея Большакова, гвардии капитана Семёна Астафьева.

Автор  Юрий ДМИТРИЕВ. «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».