Гидрографы Тихоокеанского флота отмечают День маячной службы

Днем рождения маячной службы России считается 8 июня 1807 года, когда император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков». Согласно царскому указу все маяки были переведены из частной собственности в подчинение морского ведомства — «для обеспечения надлежащего надзора и для безопасности мореплавания».

Гидрография Тихоокеанского флота имеет славную историю, которая берет свое начало с развития и освоения Дальнего Востока.

1 июля 1850 года был построен первый маяк на Дальнем Востоке России — Петропавловский. В период героической обороны Петропавловского порта в 1854 году личный состав маяка принимал активное участие в борьбе с англо-французской эскадрой.

На Тихоокеанском побережье действует большое количество маяков, которые построены более 100 лет назад. К ним относятся маяки: Скрыплева, Жонкиер, Красный партизан, Крильон, Назимова, Поворотный, Орлова, Милютина, Токаревского, Гамова, Аскольда, Брюса.

В 1955 году впервые для энергопитания был использован ветроэлектрический агрегат. Маяк Кроличий стал первенцем не только на Дальнем Востоке, но и на морях Советского Союза, питающимся от бесплатной энергии ветра.

С 1974 года на ТОФ началось внедрение в качестве источников питания объектов навигационного оборудования радиоизотопных энергетических установок, которые монтировались на отдаленных и труднодоступных знаках и маяках. Однако в период с 2004 по 2009 гг. на всех средствах навигационного оборудования они были демонтированы и заменены на солнечные батареи.

Сегодня на балансе Гидрографической службы ТОФ, обеспечивающей безопасность плавания в Дальневосточном регионе, более 200 маяков и радиомаяков всех типов, 700 навигационных огней и широкая сеть плавучих предостерегательных знаков. На обслуживаемых маяках проживают и трудятся более 300 человек. Для многих из них служба на маяках переросла в династии.

География установки средств навигационного оборудования в зоне базирования Тихоокеанского флота большая — это и побережье залива Петра Великого, Татарский пролив и Амурский лиман, остров Сахалин и северное побережье Охотского моря, полуостров Камчатка и острова Большой и Малой Курильской гряды. Для их бесперебойной работы в море по мере необходимости выходят гидрографические суда со специалистами на борту для проверки работоспособности маяков, установления новых источников питания и для проведения необходимого ремонта.