СМИ — еще один вид Вооруженных Сил.

«Армия вовсе не есть место для свалки нечистот. Армия есть величайшая драгоценность народа, необходимейший орган, обеспечивающий государству жизнь… Армию надлежит оберегать как святыню, заботясь всемерно о сохранении ее духа…».

Эти слова, сказанные более 100 лет назад известным русским публицистом М.О. Меньшиковым, в последнее время приобрели особую значимость. В первую очередь это связано с той сложной международной обстановкой, которая складывается вокруг нашей страны.

Усвяцов Борис Михайлович, кандидат военных наук, профессор, руководитель Экспертного совета Комитета по обороне Государственной думы РФ.

Усвяцов Борис Михайлович, кандидат военных наук, профессор, руководитель Экспертного совета
Комитета по обороне Государственной думы РФ.

Поставив своей задачей изолировать Россию от мирового сообщества и тем самым значительно ее ослабить, а если удастся, то и уничтожить, Соединенные Штаты и их ближайшие союзники с маниакальным упорством пытаются реализовать её. На достижение этой цели направлены и военные меры, которые выражаются в продвижении к российским границам инфраструктуры НАТО и американских вооруженных сил, отработка на многочисленных учениях и маневрах близ наших границ боевых действий против Российской армии, создание и принятие на вооружение самых современных видов оружия и боевой техники.

Естественно, на открытое военное противоборство с нашей страной сегодня вряд ли кто решиться, понимая, что получит серьезный ответный удар. Обмен же ударами неминуемо приведет к третьей мировой войне и может положить конец существованию человеческой цивилизации. Поэтому наши противники, а иначе их в сегодняшней ситуации не назовешь, будут выжидать того момента, когда получат подавляющее военное преимущество над нашей страной и когда будут уверены, что ее Вооруженные Силы не смогут нанести ответный удар. Из этого следует вывод: мы должны постоянно повышать боевые возможности нашей армии, чтобы она смогла обеспечить людям мир и спокойствие.

И далеко не последнюю роль в этом должны играть средства массовой информации.

Кто-то образно сказал, что пресса является для общества зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению общества. Применительно к нашей теме, можно сказать, что средства массовой информации, а под прессой я понимаю не только газеты и телевидение, но и другие органы массовой коммуникации, должны стать тем зеркалом, которое отражало бы истинное состояние российских Вооруженных Сил и показывало бы возможные пути их совершенствования.

В этой связи следует отметить, что, c одной стороны, особенностью нашей действительности после распада СССР стало бурное обсуждение СМИ армейских проблем. Сегодня почти нет периодических изданий, теле- и радиоканалов, где бы ни нашлось места для обсуждения военной политики государства. Однако, с другой стороны, нельзя не видеть, что, воспользовавшись благоприятной возможностью открыто говорить и писать, определенные круги используют средства массовой информации для публикации материалов, которые, по сути, ведут к развалу армии, а государство – к гибели.

Сейчас в массовом сознании россиян нет единого, четкого, реалистичного представления о Российской армии. Имидж ее выглядит размытым, фрагментарным.

Справедливости ради надо сказать, что в последнее время разнузданно критический тон СМИ по отношению к нашим Вооруженным Силам несколько поубавился, особенно после отставки бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, о котором ходили сотни анекдотов, и замены его авторитетным управленцем Сергеем Шойгу.

Военный парад на Красной площади в ознаменование 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне

Военный парад на Красной площади в ознаменование 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне

Запад, США в буквальном смысле слова шокировал военный парад в Москве, посвященный 70-летию Победы, Международный форум в Кубинке «Армия- 2015». Представитель Минобороны РФ рассказал, что организаторы форума не ожидали, что на нем будет такое количество иностранных посетителей. «Армию-2015» посетили представители 75 иностранных государств, 39 государств были представлены в качестве наблюдателей. Впрочем, читаем немецкую газету Süddeutsche Zeitung. Заголовок гласит: «Западу уже не смешно при виде российской армии». Военная реформа в России принесла плоды, пишет газета. Благодаря большим инвестициям армия РФ перестала быть предметом всеобщих насмешек. Теперь она заставляет трепетать весь мир и наполняет сердца россиян чувством гордости за свою страну, отмечает Süddeutsche Zeitung.

Командующий войсками НАТО в Европе Филипп Бридлав отмечает высокую подготовку российских солдат. Он говорит, что за три-пять дней они могут добраться до любой точки Украины. О прекрасном оснащении российских подразделений, принимавших участие в операции в Крыму, написал и журналист The New York Times. По его словам, амуниция военнослужащих включала в себя надежные приборы связи, новые шлемы, устройства ночного видения, наколенники и прочее. В общем, выглядели они совсем иначе, чем те, кто участвовал в войне с Грузией. Как напоминает немецкая газета, тогда, в августе 2008 года, армия РФ одержала победу над Грузией. Но весь мир увидел, в каком плачевном состоянии она находится. «Старые танки, которые ломались, не добравшись до поля боя. Истребители, которые падали. Солдаты, которые из-за плохой техники не могли обмениваться друг с другом данными. Бомбардировщики дальнего действия, которые использовались, поскольку у РФ не было современных крылатых ракет», — отмечается в статье.

В результате нее, продолжает Süddeutsche Zeitung, российские ВС «скинули лишний вес» и перевооружились. Теперь ставка не на количество, а на качество — на гибкую, хорошо оснащенную армию, основу которой составляют контрактники, а не призывники. Большой акцент делается также на усилении ядерных стратегических возможностей страны.

Все эти изменения, пишет газета, стоят больших денег. Россия вышла на третье место в мире по военным расходам после США и Китая. В 2015 году она намерена потратить на ВС порядка 70 миллиардов долларов. До 2020 года на вооружение российских войск поступят беспилотники, новые истребители, корабли и подводные лодки. Более того, если после распада Советского Союза корабли стояли в портах, самолеты хранились в ангарах, а солдаты не покидали свои казармы, то теперь Россия постоянно устраивает учения и демонстрирует свои силы. (См. подробней http://russian.rt.com/inotv/2014-04-08/SZ-Zapaduuzhe-ne-smesh).

Конечно же, в нашей армии еще не все так, как должно быть, проблем выше крыши, реформирование по-настоящему только началось. Но главное — лед тронулся!

Тут впору сказать, что Министерство обороны перестроило свою работу с гражданскими СМИ, журналисты все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты. Приобрели систематический характер пресс-конференции и брифинги по самому широкому спектру вопросов с участием руководства военного ведомства и представителей высшего командного состава Вооруженных Сил. Активно действует пресс-клуб военных обозревателей при Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны.

Начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор И.Е.Конашенков

Начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор Конашенков И.Е.

В ходе его заседаний журналисты имеют возможность в неформальной обстановке встретиться с представителями руководства оборонного ведомства, начальниками различных служб и управлений. Такая работа активно ведется также и в военных округах и на флотах. Изыскиваются новые формы и методы работы с журналистами. Так, в частности, наибольший положительный эффект при этом имеют хорошо спланированные, всесторонне подготовленные коллективные выезды журналистов в войска. Они позволяют решительным образом улучшить содержательную сторону журналистских материалов.

Здесь нет необходимости особо подчеркивать ту важную роль, которые в этом деле должны сыграть военные СМИ. Кстати, об этом недавно прекрасно сказал министр обороны Сергей Шойгу, отметивший, что средства массовой информации стали оружием, которое можно применять «и по-хорошему, и по-плохому». «Настал тот день, когда мы все признали, что слово, камера, фотография, Интернет и вообще информация стали еще одним видом оружия, еще одним видом вооруженных сил. Это оружие может быть применено и по-хорошему, и по-плохому», — сказал министр, отметив, что это оружие «в разные годы участвовало как в поражениях, так и в победах» России.

Работа журналистов на авиабазе Хмеймим в Сирии

Работа журналистов на авиабазе Хмеймим в Сирии

Как считает Шойгу, пришло время, когда СМИ стали «объединять в себе очень и очень многое». При этом средства массовой информации, по его словам, способны «очень и очень больно ранить». «Сегодня это то, что при желании в плохих руках становится одновременно и следствием, и прокурором, и судьей, и палачом. Я бы не хотел, чтобы мы постепенно превратились в тех, кто применяет это оружие в самом негативном ключе», — заметил глава Минобороны.

Однако у подчиненных Шойгу, очевидно, другое мнение. Они почему-то считают, что нет необходимости иметь военные СМИ, — ведь есть гражданские, которые ныне широко и всесторонне отражают вопросы военной политики и внутренней жизни в вооруженных силах.

Представители иностранных военных ведомств не раз высказывались о том, что затраты на оплату многочисленных публикаций «на стороне» таковы, что на них вполне можно содержать собственные печатные органы. В частности, управление национальной обороны Японии сообщало, что на эти цели у них тратится порядка 12 млрд. иен, при том, что далеко не всегда военное ведомство удовлетворено содержанием публикаций на армейскую тематику, в которых в силу непрофессионализма и предвзятости допускаются грубые ошибки, присутствуют отсебятина и искажение фактов. При этом «альтернатива» (то есть военные СМИ) представляет собой средство обратной связи армии с обществом. Предметно, с хорошим знанием деталей службы военная газета способна рассказать гражданскому человеку о том, чего он не услышит и не прочитает нигде. Осуществляя, таким образом, посредническую функцию, военные СМИ выступают в качестве мощного идеологического стабилизатора в странах, которые по разным причинам вынуждены прибегать и к силовым решениям возникающих проблем.

Именно поэтому в настоящее время Вооруженные Силы США располагает арсеналом в более чем 1400 периодических военных изданий.

«Soldiers»

«Soldiers»

Разовый тираж почти 400 журналов и более 1000 газет составляет 12 млн. экземпляров. Из 22 журналов, издаваемых Минобороны США, наиболее известным является издание управления по связям с общественностью МО США «Commander’s Digest». Профилированные журналы издаются министерствами всех видов вооруженных сил. В сухопутных войсках издается 13 журналов, ведущим из которых является журнал «Soldiers». 27 журналов издается ВМС. Особой популярностью среди моряков пользуется журнал «All hands». В военно-воздушных силах выпускается 38 журналов. Признанным лидером среди них считается журнал «Airman». Тираж каждого из названных выше журналов превышает 100 тыс. экземпляров. Объединенные штабы ВС США в зонах ответственности, соединения и отдельные части вплоть до бригады обладают правом издания собственных печатных органов.

Право на выпуск одного печатного издания предоставлено авианосцам и всем военным базам в США и за рубежом. «Полевая печать» (печатные органы объединений, соединений, частей и кораблей) появляется несколько раз в неделю, обеспечивая военнослужащих необходимой информацией.

Крупнейшим печатным органом, распространяемым в вооруженных силах США, является ежедневная газета «Stars & Stripes», предназначенная для информирования военнослужащих Европейской и Тихоокеанской зон.

Руководство Службы PR МО США заявляет, что изданием этой газеты военнослужащим контингентов американских войск за пределами США предоставляется «возможность получать непредвзятую, объективную информацию» и тем самым реализовывать «их права как американских граждан».

Армия США обладает также крупнейшими в мире по мощи и охвату аудитории радио- и телевизионной системами. Служба радио- и телевидения ВС США AFRTS контролирует почти 300 наземных радио- и телестанций, расположенных в США и странах дислокации американских войск. Более 70 радио- и телевизионных систем установлено на бортах кораблей ВМС США. Радиовещание ведется в основном в СВ, КВ и УКВ диапазонах. Использование возможностей трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию в США и за границей.

«Красная звезда»

«Красная звезда»

Что касается российской армии, то она, по сути, осталась без военной печати, потому что одна «Красная звезда», да и та превращенная из ежедневной газеты в таблоид, который выходит три раза в неделю, и несколько сохранившихся пока журналов, едва ли это то, о чем говорил министр обороны.

Мне могут возразить, мол, у Вооруженных Сил Российской Федерации есть телекомпания «Звезда», в состав которой входят телеканал, радиостанция и интернет-сайты. «Звезда» начала свое вещание в 2005 году. За это время она обрела своих зрителей и слушателей, которые отдают предпочтение новостям, передачам, песням, документальным фильмам, кинофильмам и сериалам, прославляющим храбрость русского солдата и силу русского оружия. Но она еще не стала мощным информационным оружием. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на обеспечение как можно большего охвата различных категорий населения, и, в первую очередь – военнослужащих и членов их семей.

 

Литература:

  • Усвяцов Б.М.. Душой болея за Россию. Тверь, 2013.
  • Усвяцов Б.М.. Как и зачем убивают военную печать. Журнал «Армия и общество», №5 2014.
  • Мухин Ю. Победила бы нынешняя Россия в Великой Отечественной? Уроки войны. М., 2014.
  • Шурыгин В. Большая реформа или большая ложь? Электронный ресурс. Сайт газеты «Завтра».
  • Новая армия России. Сб. статей. М., Центр. Аст.2015.
  • Сравнение военной мощи США и России в цифрах (Электронный ресурс: http://mixednews/ru)
  • Фото: http://mil.ru/index.htm

Читать статью полностью