ОКЕАНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО ВМФ РОССИИ «АДМИРАЛ ВЛАДИМИРСКИЙ» ПЕРЕСЕКЛО ЭКВАТОР

Admiral_Vladimirskii-550

Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Военно-Морского Флота России «Адмирал Владимирский», впервые более чем за 30 лет совершающее уникальный поход к берегам Антарктиды, пересекло экватор и совершило заход в  порт Виктория (столица Республики Сейшельские острова).

ОИС «Адмирал Владимирский» прошло экватор в точке с координатами 0º 00′ N 56º 07′ E. Такой момент для всех моряков — знаковое событие, неизменно и традиционно по-праздничному отмечаемое, что существенно скрашивает трудные мили длительного морского похода.

На «Адмирале Владимирском» переход экватора отметили традиционным «морским крещением» 60 человек из состава экипажа, «еще не встречавшихся с Нептуном». Многие из участников плавания проходили экватор во время «кругосветки» «Владимирского» в 2014 году. Праздник состоялся в традиционном месте общего сбора экипажа — на вертолетной площадке, расположенной на юте судна. Роль морского царя Нептуна сыграл  2-й радиооператор Виктор Суворов — ветеран гидрографии, начавший свою службу еще в конце 1960-х годов. Он обратился к экипажу с юмористическими стихами собственного сочинения. Роль «пиратов» сыграли матросы во главе с боцманом Анатолием Молкановым. Не уступали им в колоритности и артистичности традиционные для праздника «черти», которыми руководил «старший бес» — стармех (и ветеран судна) Василий Шармар, а также «русалки» из числа команды обслуживания и научного состава экспедиции.

Был проведен и не меняющийся столетиями обряд «морского крещения». заключающийся обильным поливанием морской водой новичков, впервые пересекающих нулевую параллель. Прошедший это испытание получал печать от «морского царя» и бумажный диплом о пересечении экватора и с этого момента мог считать себя настоящим «морским волком». Праздник закончился «водным шоу», организованным старшим помощником капитана Юрием Федотовым. Яркое и динамичное событие придало сил и бодрости духа экипажу и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» на пути к шестому континенту — Антарктиде, до которого предстоит преодолеть еще немало миль в жарких широтах.

В точке прохождения экватора представителями гидрометеорологического отряда (из состава 6-й Атлантической экспедиции, Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Росгидромета и Российского государственного гидрометеорологического университета) были выполнены «юбилейные» 50-е гидрологические исследования со времени начала антарктического похода.

После прохождения экватора ОИС «Адмирал Владимирский» посетило с 10-дневным заходом порт Виктория — столицу Республики Сейшельские Острова.

В ходе десятидневной стоянки в столице одного из самых известных «государств-курортов» российским морякам удалось не только насладиться ласковыми волнами Индийского океана и фантастической природой острова Маэ, но и совершить небольшое историческое открытие — восстановить забытую русскую страницу истории Сейшел. Участниками экспедиции подтверждено, что первым кораблем Российского императорского флота, посетившим Викторию в 1881 году (в тот период Сейшельские острова были колониальным владением Великобритании) стал клипер «Джигит». Буквально через несколько часов после него в порту бросил якорь однотипный корабль — «Наездник» под командованием капитан-лейтенанта Л.К. Кологераса.

Участники экспедиции посетили улицу под названием Malakoff street. Она получила это наименование в честь Малахова кургана, ставшего одним из символов героической 349-дневной обороны Севастополя в период Крымской войны 1853 – 1856 годов. Память о кровопролитных боях на крымской земле увековечена в названии этой улицы на Сейшельских островах.

Важнейшим событием стало первое за 99 лет посещение участниками экспедиции на данный момент единственно выявленного русского захоронения в порту Виктория на французском кладбище Mont-Fleury. Российские моряки и члены экспедиции разыскали могилу старшего судового врача клипера «Разбойник» и надворного советника (чин, соответствующий капитану 2 ранга) Александра Ивановича Крупенина, который был похоронен 10 сентября 1895 года на этом кладбище. До ОИС «Адмирал Владимирский» последний раз могилу Крупенина навестили офицеры и матросы крейсера «Варяг» и линкора «Чесма», заходивших в порт Виктория в 1916 году. Эти корабли, захваченные японцами в период русско-японской войны 1904 – 1905 годов, во время Первой мировой войны были переданы России и в составе отдельного отряда судов особого назначения перешли с Дальнего Востока на Север России.

Могилу доктора А.И. Крупенина посетила делегация экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» во главе с капитаном судна Александром Пышкиным, старшим похода капитаном 2 ранга Дмитрием Пунтусом и заместителем командира похода по работе с личным составом капитаном 1 ранга Сергеем Поляковым. Захоронение было приведено в порядок, судовые врачи Павел Ващенко и Александр Бармин возложили венок на надгробие своего коллеги. Священник похода иерей отец Олег впервые за без малого сто лет отслужил панихиду. В памятных мероприятиях принимал участие советник Посольства Российской Федерации Евгений Шалобанов, который сказал, что теперь опеку над данным захоронением будет осуществлять дипломатическое представительство России. Моряки передали сотрудникам Посольства капсулу кронштадтской земли и камней для возложения  около памятника Крупенину.

Благодаря усилиям известного историка флота, сотрудника Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ, Санкт-Петербург) и главного редактора альманаха «Кортик» Алексея Емелина в распоряжении экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» оказались выписки из архивных документов, повествующих о последних днях и погребении доктора Крупенина, установке памятника на его могиле и фотографии офицеров крейсера 2 ранга «Разбойник». Автор вел поиски совместно с Анатолием Васильевым — председателем правления общественной организации «Морской артклуб», руководителем международного фестиваля «Россия морская», который сейчас проходит на борту ОИС «Адмирал Владимирский».

В период захода на Сейшелы судно «Адмирал Владимирский» посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Владимир Белоус, а также  настоятель православной церкви Святого Дмитрия Солунского (греческого патриархата) отец Сергий и представители православной общины на Сейшелах. В походном храме судна был отслужен совместный молебен. Отец Сергий передал в судовой храм елей, привезенный из Святой Земли — Иерусалима.

После богослужения представители экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» были приняты членами православной общины. Отец Олег подарил отцу Сергию флаг вспомогательных судов ВМФ Российской Федерации, представляющий собой синее полотнище с Андреевским флагом в крыже (левом верхнем углу). Этот флаг прошел кругосветное плавание, которое совершил «Адмирал Владимирский» в 2014 г.

После пополнения запасов ОИС «Адмирал Владимирский» продолжил поход в направлении следующего пункта маршрута — острова Мадагаскар.

Справочно

Разные исследователи относят начало возникновения традиции празднования перехода к различным периодам – от эпохи викингов (в этот период речь шла о праздновании пересечения не экватора, а какой-либо другой определенной параллели) до конца XV века – плаваний Бартоломео Диаша и открытия мыса Доброй Надежды. В Российском флоте отмечать празднование перехода через экватор начали с момента первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русским морским офицерам, проходившим практику в британском флоте, случалось принимать «морское крещение» и ранее. Именно от них эта традиция попала на отечественные корабли и суда и живет там до сих пор.

Важное воспитательное значение этого праздника подчеркивал выдающийся мореплаватель — один из первооткрывателей Антарктиды — Ф.Ф. Беллинсгаузен, командовавший, в чине капитана 2 ранга, шлюпом «Восток» во время кругосветного плавания в 1819 – 1821 гг.

«Обыкновение особенным образом торжествовать переходы экватора хотя кажется маловажным и совершенно детскою забавою, однако производит большое действие на мореплавателей. Скучный и единообразный путь между тропиками разделен экватором на две части; достигнув экватора, мореплаватель радуется, что совершил половину сего пути, празднует и начинает снова вести счет дням, забывая прошедшие. Остальная часть плавания кажется ему не столь продолжительною; он не вспоминает о протекших скучных, томительных знойных днях, приятные чувствования удовольствия способствуют сохранению здоровья мореплавателей», подчеркивал знаменитый мореход России.

Первым кораблем Российского императорского флота, посетившим Викторию стал клипер «Джигит». Буквально через несколько часов после него, в порту бросил якорь однотипный корабль  «Наездник» под командованием капитан-лейтенанта Л.К. Кологераса.

За 134 года, прошедших между посещением Виктории клипером «Наездник» и ОИС «Адмирал Владимирский» на Сейшелах изменилось многое. Но столица государства Виктория сохранила облик небольшого уютного города, впитавшего в себя и национальный креольский колорит и обаяние «старой доброй Англии», одним из главных символов которой является уменьшенная копия лондонского Биг-Бена, построенная в 1903 г.

 Вся немногочисленная (порядка 300 человек) славянская община Сейшельских островов, состоящая преимущественно из россиян и украинцев живущих и работающих здесь, собирается в православной церкви Святого Дмитрия Солунского. Много лет ее настоятелем является отец Сергий (Яношевич) – выходец из Сербии.

Последний раз отряд океанографических исследовательских  судов Российского ВМФ в составе ОИС «Адмирал Владимирский»  и  ОИС «Фаддей Белинсгаузен» обследовал берега и прилегающие моря Антарктиды в ходе кругосветной экспедиции 1982-83гг., проходившей по маршруту  русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 гг.).

Тогда, в ходе масштабных  океанологических исследований экипажами судов и военными гидрографами были получены новые данные о рельефе дна, о температурных режимах и солености морской воды. Были подробно исследованы  течениях в акваториях берегов Антарктиды, детально изучены данные о грунтах и метеорологических элементах. Советские   исследователи  открыли и нанесли на карты 178 подводных гор и возвышенностей, уточнили местоположение 13 различных островов в Южном океане. Среди них — острова Бове, Франклина,  Бофорта, Петра I,  Баунти, Антиподов, , Скотта. Российские военные гидрографы доказали  отсутствие островов Терра-Нова. и впервые определили  положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля.  За 150 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах. Примечателен тот факт, что ОИС   «Адмирал Владимирский» в ходе экспедиции 1982-83гг поставил рекорд. Судно в проливе Мак-Мёрдо достигло широты 78°15’ — самой южной точки, достигнутой отечественными судами.      

Нынешней экспедиции ОИС предстоит  выполнить большой объем задач по проведению гидрографических исследований ее морских акваторий, гидрометеорологических факторов, динамики изменений рельефа дна для корректуры навигационных и морских международных карт. Исследования будут комплексными.   В состав экспедиции включены:    группа военных гидрографов 6-й Атлантической океанографической экспедиции гидрографической службы Балтийского флота, представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Института Арктики и Антарктики, а также представители Гидрометеорологической службы Вооруженных Сил РФ. Участники экспедиции выполнят грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки,  судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в прилегающих к Антарктиде морских акваториях.

Перед походом океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский»    прошло плановый ремонт на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге. Судно было дооснащено новой бортовой аппаратурой для гидрографических исследований в Антарктиде, произведен ремонт главной энергетической установки и целого ряда судовых систем жизнеобеспечения.