НАЧАЛЬНИК ГЕНШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛ АРМИИ ВАЛЕРИЙ ГЕРАСИМОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВОЕННО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КОРПУСА

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов встретился с представителями военно-дипломатического корпуса. В ходе брифинга, в котором приняло участие свыше 120 иностранных военных атташе,аккредитованных в России из более чем 60 стран, был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся развития Вооруженных Сил РФ в текущем году.

В настоящее время обстановка в мире характеризуется дальнейшим нарастанием проблем глобальной и региональной безопасности. В первую очередь это связано с расширением масштабов международного терроризма и радикального экстремизма.

Вызывает озабоченность военная политика НАТО, которая носит недружественный характер по отношению к России. Альянс продолжает деятельность по расширению военного присутствия и усиливает активность вооруженных сил блока по периметру границ Российской Федерации.

Вследствие развертывания глобальной системы противоракетной обороны и разработки принципиально новых средств вооруженной борьбы, в том числе гиперзвукового оружия, нарастает проблема нарушения сложившегося стратегического баланса сил.

Другой, не менее важной, проблемой является использование участниками международных отношений экономических, политических и информационных инструментов, протестного потенциала населения, радикальных, экстремистских организаций и частных военных компаний.

Не потеряли актуальности проблемы незаконного распространения оружия массового поражения, трансграничной преступности и наркоторговли, сепаратизма, неконтролируемой миграции и ксенофобии.

Совокупность указанных причин, а также наличие застарелых межгосударственных противоречий, создают угрозу возникновения новых и эскалации уже существующих конфликтов. К сожалению, с годами их количество не уменьшается, а только возрастает.

Тем более актуальной в современных условиях становится необходимость объединения усилий всего мирового сообщества для парирования общих вызовов и угроз и, в первую очередь, международного терроризма.

Дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке, в государствах Африки и Афганистане создала угрозу переноса террористической деятельности в другие регионы мира, в том числе и в Россию.

Именно это заставило Россию  начать операцию Воздушно-космических сил против боевиков «Исламского государства» на территории Сирии.

При этом необходимо отметить, что находящаяся в Сирии по приглашению законного правительства российская группировка в ходе операции наносит ракетно-бомбовые удары исключительно по пунктам управления, местам скопления боевиков, складам с запасами боеприпасов и лагерям подготовки боевиков ИГИЛ. Тем самым создаются условия для успешного наступления сирийских  вооруженных сил.

Также Российская Федерация способствует объединению усилий правительственных войск и формирований сирийской оппозиции по разгрому террористов.

В настоящее время отряды Сирийской свободной армии, общей численностью свыше 5 тысяч человек совместно с регулярными сирийскими войсками ведут наступательные действия в провинциях Хомс, Хама, Алеппо и Ракка. Число таких формирований Сирийской свободной армии постоянно растет. Только для их поддержки российской авиацией ежедневно наносится 30-40 авиаударов. Также им оказывается помощь вооружением, боеприпасами и материальными средствами.

Кроме того, в целях лишения террористов источника финансирования, уничтожаются находящиеся под контролем «Исламского государства» нефтедобывающие комплексы, перерабатывающие заводы, станции перекачки нефти, а также автотранспорт, перевозящий нефтепродукты в местах скопления и на маршрутах движения к турецкой границе.

Для поражения стационарных объектов  также применялись  высокоточные крылатые ракеты большой дальности воздушного и морского базирования.

В ходе борьбы с радикальным исламизмом  не была получена должная поддержка со стороны некоторых, как казалось, партнеров, а наоборот получили удар в спину – исподтишка, с нарушением сирийской границы истребителем турецких ВВС F-16 был сбит российский самолет Су-24М.

В интересах объективного освещения причин произошедшей трагедии, надеемся на беспристрастное расследование международной экспертной группой обстоятельств уничтожения в сирийском небе российского бомбардировщика с использованием записей «черного ящика».

Меркантильные интересы в незаконном бизнесе отдельных высокопоставленных чиновников Турции стали превыше жизней законопослушных граждан России, Франции, Мали и той же Турции, в отношении которых террористами ИГИЛ совершаются террористические акты.

Вопросы незаконной добычи и транспортировки нефтепродуктов с указанием районов, маршрутов движения, точек пересечения границы были подробно изложены на брифинге заместителя Министра обороны Российской Федерации Анатолия Антонова.

Минобороны России выступает  за то, чтобы налаживать контакты по сирийской проблематике с любыми государствами. Тем более, что в новейшей истории примеры такого сотрудничества западных государств с Россией имеются. Это совместная деятельность в ходе операции международных сил содействия безопасности в Афганистане, решение проблемы сирийского химического оружия, «прорывные» переговоры по «Иранской ядерной программе», подписание и реализация «Минских договоренностей», борьба с пиратством у Африканского Рога.

В создавшихся условиях Вооруженные Силы Российской Федерации являются основным силовым инструментом защиты государства и должны быть способны обеспечить военную безопасность в любой обстановке, а также решать задачи в военных конфликтах различной интенсивности.

Наращивание боевых возможностей российских Вооруженных Сил, приведение их состава и структуры в соответствие с новыми вызовами и угрозами — ключевые задачи для руководства Минобороны России, находящиеся под пристальным вниманием Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

Продолжается выполнение планов подготовки войск (сил), строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации. В течение 2015 года Вооруженные Силы последовательно решали задачи, определенные Президентом Российской Федерации в соответствии с программно-плановыми документами военного строительства.

При этом основные усилия были сосредоточены на повышении боевых возможностей стратегических ядерных сил, группировок войск военных округов и Северного флота, совершенствовании системы управления войсками (силами), оснащении их современными вооружением и военной техникой, комплектовании личным составом, улучшении качества материально-технического обеспечения и социально-бытовых условий прохождения военной службы.

Происходящие изменения в характере современных войн в воздухе и космосе обусловили необходимость совершенствования системы воздушно-космической обороны страны. В рамках реализации данной задачи создан и с 1 августа этого года. успешно функционирует новый вид Вооруженных Сил – Воздушно-космические силы.

В этом году решалась важнейшая задача развития Вооруженных Сил – перевооружение Армии и Флота. Удалось обеспечить ритмичное финансирование гособоронзаказа и контроль за своевременным выполнением контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники.

В текущем году оптимизированы расходы на оснащение Вооруженных Сил, в том числе увеличены объемы ремонта и модернизации существующих вооружений.

Всего до конца года в войска будет поставлено более 5,5 тыс. современных образцов вооружения и военной техники. Это позволит довести их долю в Вооруженных Силах до 47%. В дальнейшем ежегодно планируется закупать от 70 до 100 самолетов, более 120 вертолетов, до 30 надводных кораблей, подводных лодок, специальных кораблей и судов обеспечения и до 600 единиц бронетанковой техники.

В целях обеспечения защиты стратегических интересов Российской Федерации особое внимание будет уделено развитию Военно-Морского Флота и Воздушно-космических сил.

По итогам выполнения государственной программы вооружения к 2021 году доля современных образцов вооружения и военной техники будет составлять не менее 70%, точнее — от 70 до 100% в разных родах войск и видах Вооруженных Сил России.

Одним из приоритетов деятельности Вооруженных Сил РФ является повышение качества подготовки войск (сил). В 2015 году проведено более 3 000 учений различного масштаба, из них более 30% межвидовые и около 50% — двусторонние. Все они носили комплексный характер и были максимально приближены к задачам по предназначению войск.

В результате выполнения мероприятий боевой подготовки удалось добиться увеличения нормативных показателей по налету экипажей по сравнению с прошлым годом на 10%, по наплаванности экипажей надводных кораблей и подводных лодок – на 7%; по километражу практического вождения механиков-водителей боевых машин – на 22%.

В Воздушно-десантных войсках в полтора раза возросло количество прыжков с парашютом. Более половины из них выполнено в сложных условиях.

Итоговым мероприятием оперативной подготовки стало стратегическое учение «Центр-2015», проведенное на территории Центрального военного округа. В мероприятии принимали участие войска Центрального, Южного, Восточного военных округов, Северного флота, соединения и воинские части Каспийской флотилии, а также формирования вооруженных сил Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Было задействовано 160 тыс. военнослужащих, более 7 тыс. единиц техники, более 30 кораблей и 250 летательных аппаратов.

В соответствии с замыслом учения на одиннадцати сухопутных, морских, авиационных полигонах от Балтики до Дальнего Востока, а также на территориях стран-участниц ОДКБ на практике отрабатывались вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации и ее союзников по одному из возможных сценариев развития военно-политической обстановки на юге.

К учениям привлекались федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Совместно с Вооруженными Силами они отрабатывали задачи по поддержанию режима военного положения и ведению территориальной обороны.

В ходе учения группировки войск полностью подтвердили готовность и способность обеспечить интересы и военную безопасность России и ее союзников в Центрально-Азиатском регионе. Проведена оценка эффективности действующей системы управления межвидовыми и коалиционными группировками войск.

Для проверки реальных возможностей Вооруженных Сил адекватно реагировать на весь спектр угроз военной безопасности Российской Федерации в этом году продолжена практика проведения внезапных проверок.

Внезапные проверки проведены с войсками (силами) Северного флота, воздушно-космической обороны, Южного, Центрального и Восточного военных округов. Всего к проверкам привлекалось до 300 тыс. человек. Для создания группировок войск на угрожаемых направлениях осуществлялись межокружные перегруппировки.

Результаты проверок показали возросшие возможности соединений и воинских частей по выполнению задач на незнакомых полигонах, в условиях применения противником высокоточных средств поражения.

Личный состав получил практику в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, использующими тактику талибов и боевиков «Исламского государства».

В дальнейшем подобная практика проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также внезапных проверок будет продолжена.

В этом году больше внимания уделено созданию условий для стимулирования индивидуальной подготовки военнослужащих за счет состязательности. Этому способствовали проведенные впервые «Армейские международные игры», в которых приняли участие
43 команды (около 1 300 участников) и 16 групп наблюдателей от 16 иностранных государств, представляющих Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. Конкурсы в рамках «Армейских международных игр–2015» проведены на 11 полигонах трех военных округов – Западного, Южного и Центрального. В упорной борьбе российские команды заняли первые места во всех 13 конкурсах.

Проведенные соревнования способствовали распространению передовых методов обучения военнослужащих, совершенствованию их боевого мастерства и развитию состязательности в ходе боевой подготовки.

По результатам проведения «Армейских международных игр – 2015», на следующий год предусмотрено уже 23 конкурса. Для участия в них планируется направить приглашения 47-ми иностранным государствам.

В этом году продолжено наращивание качественного состояния личного состава российских Вооруженных Сил. Укомплектованность в соединениях и воинских частях и в целом в Вооруженных Силах доведена до 92% и продолжает увеличиваться. При этом доля военнослужащих по контракту возросла почти на 10% и в настоящее время составляет 352 тысячи человек.

Все командные и технические должности, связанные с обслуживанием высокотехнологичных образцов ВВТ, занимают только профессиональные военнослужащие. Расчеты показывают, что с выходом к 2020 году на уровень оснащенности современными образцами вооружения не менее 70% нам потребуется почти 500 тысяч контрактников.

Уже в следующем году спланировано увеличение количества военнослужащих по контракту до 384 тысяч человек.

Мероприятия поэтапного (по годам) увеличения численности военнослужащих по контракту осуществляются в тесной увязке с переоснащением Вооруженных Сил на новейшие образцы высокотехнологичных вооружения и военной техники, для эффективной эксплуатации и обслуживания которых требуются высококлассные специалисты.

Одновременно с увеличением численности контрактников проводятся мероприятия по развитию военных городков, строительству служебного жилья и другой социальной инфраструктуры.

Для военнослужащих по контракту и членов их семей создаются условия для комфортного проживания в местах дислокации соединений и воинских частей.

Главным результатом совершенствования системы базирования Вооруженных Сил и развития военно-строительного комплекса стало выполнение всех строительных работ в соответствии с утвержденными типовыми стандартами и проектами строительства специальных объектов, жилья и инфраструктуры.

Ни один образец ракетной техники, поступивший в войска по гособоронзаказу, не остался под открытым небом. Для этого построено более 600 объектов военной инфраструктуры.

Улучшаются условия хранения ракет и боеприпасов, которые поступают по госпрограмме вооружения. Для этого в следующем году предусматривается возвести 190 хранилищ.

Для замены более 300 устаревших баз и складов продолжено поэтапное строительство 24 современных производственно-логистических комплексов.

Не остается без внимания решение вопросов социальной защищенности военнослужащих.

В целом, ВС РФ вышли на системное и плановое обеспечение военнослужащих постоянным жильем. Этого удалось добиться, в том числе, за счет перехода на новый порядок решения жилищного вопроса – предоставления для приобретения или строительства жилья денежной субсидии. Она пользуется у военнослужащих устойчивым спросом.

Перспективным видом жилищного обеспечения стала накопительно-ипотечная система. За последние четыре года численность ее участников увеличилась более чем на 55% и составляет свыше 156 тысяч человек. Всего по ипотеке приобретено уже около 50 тысяч жилых помещений.Сохранены темпы обеспечения служебным жильем. С начала текущего года обеспечены квартирами и общежитиями 27 тысяч человек.

В развитии системы военного образования, при широком внедрении инновационных технологий обучения и современных образовательных стандартов, основные усилия были направлены на повышение качества подготовки выпускников, способных по окончании военного учебного заведения эксплуатировать перспективные образцы вооружения, поступающие в войска.

В рамках создания сервиса обмена информацией между вузами Минобороны России – «электронного вуза» реализован пилотный проект электронной библиотеки и утвержден единый стандарт электронных учебников. Обучение по ним начнется с 1 сентября 2016 г.

Продолжено расширение возможностей по целенаправленному довузовскому образованию. Открыто Пермское суворовское военное училище. Созданы школы для одаренных детей: Ай-Ти-технологий – в Военной академии связи, инженерная школа – в Военно-воздушной академии и спортивная школа – в Военном институте физической культуры.

С этого года начал работу спортивно-оздоровительный лагерь Севастопольского Президентского кадетского училища. В нем будут ежегодно укреплять здоровье 850 воспитанников из других регионов.

Повышено качество медицинского обеспечения. В военные госпитали поставлено  в этом году свыше 2 тысяч единиц медицинского оборудования, что позволило увеличить до 30% оказание сложной медицинской помощи.

Заболеваемость военнослужащих, по сравнению с прошлым годом, снизилась на 27%.

В следующем году планируется расширить возможности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи и планируется закупить более 1500 единиц дорогостоящего медицинского оборудования.

В целях повышения эффективности управления и укрепления обороноспособности страны, созданный в 2014 году Национальный центр управления обороной Российской Федерации, за год своей работы стал эффективным механизмом мониторинга во всех сферах деятельности Вооруженных Сил и мощным аналитическим центром.

Особая роль в его работе отводится вопросам оперативной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обороны. Удалось в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, государственной власти и местного самоуправления по различным направлениям деятельности.

Национальным центром ведется постоянный объективный мониторинг мероприятий оперативной подготовки войск (сил), учений и тренировок, полетов авиации, походов кораблей, учебно-боевых и опытно-испытательных пусков ракет различного класса и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории России.

Значительно повышены его технические возможности. Суммарная вычислительная мощность установленного в центре суперкомпьютера обеспечивает решение сложнейших информационно-аналитических задач.

Активизирована международная деятельность Минобороны России. Она строится на многовекторной основе.

Военное сотрудничество осуществляется более чем с восьмьюдесятью странами. Приоритеты отданы развитию взаимодействия с государствами, входящими в состав ОДКБ, СНГ и ШОС, а также с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства.

Большое военное и политическое значение для развития коллективных сил и сотрудничества между армиями в рамках формата ОДКБ имеют совместные специальные и тактические учения и другие мероприятия. Следует отметить, что практически все они проводились по тематике борьбы с терроризмом.

Мы в этом году провели две международные конференции. Так, в апреле проведена Московская международная конференция, в ходе которой рассмотрены актуальные вопросы глобальной и региональной безопасности. В октябре проведена международная конференция «Взаимодействие оборонных ведомств по обеспечению безопасности в Афганистане и Центральной Азии в новых условиях».

За год проведено более 30 международных учений различного уровня. Наиболее значимыми из них стали «Боевое содружество», «Морское взаимодействие», «Индра» и другие.

Еще одним направлением деятельности Министерства обороны явилось обеспечение транспарентности и улучшение взаимодействия с гражданским обществом.

Широкое освещение проводимых мероприятий в средствах массовой информации способствовало повышению степени открытости и прозрачности функционирования Вооруженных Сил РФ.

Основными направлениями дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил в 2016 году будут являться:

  • поддержание состояния стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное решение задач сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
  • повышение потенциала ударных группировок и информационно-управляющих систем стратегических сил сдерживания до уровня, обеспечивающего гарантированное нанесение противнику неприемлемого ущерба в любых условиях обстановки;
  • повышение возможностей Воздушно-космических сил в борьбе с современными и перспективными средствами воздушно-космического нападения противника;
  • повышение боевых возможностей межвидовых группировок войск военных округов;
  • совершенствование боевой подготовки войск в тесной увязке с оперативной подготовкой органов военного управления с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов;
  • поддержание на требуемом уровне морально-психологического состояния, совершенствование системы научно-исследовательских организаций Министерства обороны и обеспечение развития союзнических отношений с государствами – членами СНГ, ОДКБ и ШОС.

Президентом Российской Федерации поставлена вполне конкретная цель развития Вооруженных Сил: «Вооруженные Силы должны быть способны гарантированно защитить суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации и ее союзников, обеспечить поддержание международного мира и безопасности». Эта задача безусловно будет выполнена.

Видео предоставлено Телеканалом «ЗВЕЗДА» (+18)