Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» завершило деловой заход в египетский порт Суэц

Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Военно-Морского Флота (ВМФ) России «Адмирал Владимирский» завершило деловой заход в порт Суэц (Египет), предусмотренный планом маршрута антарктической экспедиции.

Пополнив запасы до требуемых норм судно вышло в Красное море и продолжило движение пересекая южные широты. Об этом говорится в донесении с борта ОИС «Адмирал Владимирский», которое поступило по каналам связи в Главное командование ВМФ России.

Ранее во время недельного перехода по Средиземному морю сотрудники 6-й атлантической экспедиции Гидрографической службы ВМФ России и научных институтов, прикомандированные на период дальнего похода для выполнения гидрографических и гидрометеорологических исследований, продолжали вести плановую научную работу на борту судна.

Метеорологическая группа ОИС «Адмирал Владимирский» в период движения через Атлантику и Средиземное море, как и было предусмотрено заданием на экспедицию, производила метеорологические наблюдения, регистрирующие пять главных величин окружающей среды —температуру воздуха, атмосферное давление, характеристики ветров, осадков и облачности. Эти наблюдения позволят эффективно прогнозировать погодные условия и совершенствовать систему предупреждения штормов и других опасных явлений в различных климатических зонах.

На протяжении всей антарктической экспедиции гидрометеорологическая группа ОИС будет также проводить исследования и анализировать информацию о пределах видимости, ливнях и снегопадах, зонах обледенения и турбулентности, распространении электрически активных зон.

Одна из главных задач гидрометеорологической группы на судне — обеспечение и анализ метеоданных, подготовка рекомендаций для плавания по утвержденному маршруту. Гидрометеогруппа регулярно выполняет ряд наблюдений в стандартные синоптические сроки (в течение суток проводится 8 измерений — каждые 3 часа), прием и обработку прогнозов развития гидрометеорологических условий.

Как отметил капитан судна «Адмирал Владимирский» Александр Пышкин, маршрут экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» проложен вблизи мест, координаты которых связанны с историей Военно-Морского Флота России. На судне предусмотрено проведение ряда мероприятий, посвященных исторической памяти Флота.

Так, в период движения судна по Средиземному морю в рамках международного фестиваля «Россия морская», который проходит на борту «Адмирала Владимирского» под руководством А.М. Васильева, состоялся тематический вечер, организованный совместно с московским Домом русского зарубежья им. А. Солженицына. Вечер был посвящен русской эскадре в Бизерте — кораблям Черноморского флота, ушедшим осенью 1920 года после эвакуации Крыма в Константинополь, а затем — в североафриканский порт Бизерта, где эскадра существовала до октября 1924 г.

На вечере напомнили историю русской эскадры и продемонстрировали документальный фильм режиссера В. Лисаковича «Анастасия», посвященный Анастасии Александровне Манштейн-Ширинской, которая в 1920-е годы восьмилетней девочкой оказалась в Тунисе (ее отец был командиром одного из кораблей русской эскадры — эсминца «Жаркий»). Именно она смогла сохранить память о русских моряках, очутившихся в изгнании, рассказать об их судьбе, внести огромный вклад в российско-тунисские связи. Вечер вызвал большой интерес у моряков и членов экспедиции.

Капитан ОИС «Адмирал Владимирский» Александр Пышкин также рассказал, что у некоторых участников антарктической экспедиции на борту судна происходят важные жизненные события. Так, в море отметил свое 75-летие старейший сотрудник-метеоролог 6-й атлантической экспедиции ВМФ России, участник антарктического похода Анатолий Павлович Ушакин.

С метеорологией связана вся его жизнь. После окончания гидрометеорологического техникума в Туапсе он работал на Чукотке на метеостанции, расположенной на реке Омолон. Его срочная служба прошла в рядах морской авиации, где он также был метеорологом. Затем, после окончания Ленинградского гидрометеорологического института, Анатолий Павлович стал сотрудником 6-й атлантической экспедиции, в которой трудится уже 40 лет.

На океанографических исследовательских судах Анатолию Павловичу довелось побывать в дальних походах в самых разных точках земного шара, в том числе и в районе Антарктиды. В 1977—1978 гг., он зимовал в составе 23-й Советской антарктической экспедиции в Антарктическом метеорологическом центре «Молодежная». Еще один небольшой перерыв в работе в системе гидрографической службы связан с участием в разработке уникальной методики тушения лесных пожаров с помощью применения метеорологических ракет.

На «Адмирале Владимирском» Анатолий Павлович не только выполняет штатные обязанности метеоролога, но и передает свой огромный практический и научный опыт молодым сотрудникам.

Справочно:

Поход ОИС «Адмирал Владимирский» — беспрецедентная экспедиция в Антарктиду, которая осуществляется впервые за более чем 30 лет по указанию главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова. Судно вышло из Кронштадта 6 ноября и уже преодолело более 4 тыс. морских миль на первом этапе экспедиции.

Последний раз отряд океанографических исследовательских судов ВМФ России в составе ОИС «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Белинсгаузен» обследовал берега и прилегающие моря Антарктиды в ходе кругосветной экспедиции 1982—1983 гг., проходившей по маршруту русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный« (1819—1821 гг.).

Тогда в ходе масштабных океанологических исследований экипажами судов и военными гидрографами были получены новые данные о рельефе дна, температурных режимах и солености морской воды. Были подробно исследованы течения в акваториях берегов Антарктиды, детально изучены данные о грунтах и метеорологических элементах.

ОИС «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Белинсгаузен» открыли и нанесли на карты 178 подводных гор и возвышенностей, уточнили местоположение 13 различных островов в Южном океане, среди которых острова Бове, Франклина, Бофорта, Петра I, Баунти, Антиподов, Скотта.

Российские военные гидрографы доказали отсутствие островов Терра-Нова и впервые определили положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля.

За 150 суток было пройдено более 33 тыс. морских миль, из них 13 тыс. — во льдах и среди айсбергов. Примечателен тот факт, что ОИС «Адмирал Владимирский» в ходе экспедиции 1982—1983 гг поставил рекорд — судно в проливе Мак-Мёрдо преодолело самую южную точку до которой доходили отечественные суда.

В ходе экспедиция к берегам Антарктиды 2015—2016 гг. ОИС «Адмирал Владимирский» пройдет по утвержденному маршруту более 30 тыс. морских миль и возвратится в Кронштадт в апреле следующего года.

Участникам экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» предстоит выполнить большой объем задач по проведению гидрографических исследований морских акваторий, гидрометеорологических факторов, динамики изменений рельефа дна для корректуры навигационных и морских международных карт. Исследования будут комплексными.

В состав экспедиции входят группа военных гидрографов 6-й атлантической океанографической экспедиции гидрографической службы Балтийского флота, представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Института Арктики и Антарктики и Гидрометеорологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Участники экспедиции также выполнят грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в прилегающих к Антарктиде морских акваториях.

Планом антарктического похода ОИС «Адмирал Владимирский» предусмотрены заходы в те порты иностранных государств, в которые заходила эскадра адмирала Зиновия Рожденственского в 1904 году.

ОИС «Адмирал Владимирский» пройдет через самые южные широты Индийского океана — вдоль берегов Сейшельских островов и Мадагаскара — судно обойдет южную оконечность Африки и прибудет к берегам Антарктиды.

Экспедиция посетит Сейшельские острова, Мадагаскар, Мозамбик, ЮАР, Экваториальную Гвинею, Анголу, Португалию. На борту судна находятся капсулы с российской землей, которые будут возложены в местах боевой славы и захоронений российских моряков в портах захода. Планируется, что ОИС «Адмирал Владимирский» возвратится в Кронштадт в апреле 2016 года.

Перед выходом в экспедицию океанографическое исследовательское судно прошло плановый ремонт на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге, где оно было дооснащено новой бортовой аппаратурой для гидрографических исследований в Антарктиде. Кроме того, был произведен ремонт главной энергетической установки и целого ряда судовых систем жизнеобеспечения.

Судно совершило ряд контрольных выходов в море, в ходе которых экипаж ОИС «Адмирал Владимирский» и специалисты гидрографической службы ВМФ России провели проверки установленного на судне гидрографического оборудования и других судовых систем, которые будут обеспечивать нормальное плавание в сложных гидрометеорологических условиях Антарктиды.