КАК И ЗАЧЕМ УБИВАЮТ ВОЕННУЮ ПЕЧАТЬ

AO
Усвяцов Борис Михайлович.  Руководитель экспертного совета Государственной думы РФ по обороне, кандидат военных наук, профессор.

Усвяцов Борис Михайлович. Руководитель экспертного совета Государственной думы РФ по обороне, кандидат военных наук, профессор.

Поводом для размышлений на эту неве­сёлую, прямо скажем, тему стала попавша­яся мне на глаза «Комсомольская правда» за 4 сентября, внутри которой оказалась восьми страничная вкладка под названием «Красная звезда». Первая мысль: «Видимо, какая-то ошибка!». Смотрю дальше. Под большим портретом фотокорреспонден­та МИД «Россия сегодня» Андрея Стенина подпись: «Публикуем отрывки из фронто­вого дневника военкора, убитого на укра­инском юго-востоке». И ссылка на 7-ю страницу. Там, как и было обещано, днев­никовые записи журналиста, чьи остан­ки нашли коллеги в сожжённой машине под селом Дмитровка Донецкой области. В постскриптуме к публикации чёрным по белому написано: «Журналистский кол­лектив еженедельника «Красная звезда» выражает искренние соболезнования род­ным и близким Андрея Стенина». Коллек­тив еженедельника «Красная звезда»? А почему соболезнование в «Комсомол­ке», а не в «Красной звезде» у которой, как известно, кроме основного выпуска, есть своя «толстушка»?

За разъяснениями вынужден был обра­титься в редакцию Центрального органа Министерства обороны РФ газеты «Крас­ной звезды». В ответ мне посоветовали обратить внимание на выходные данные еженедельника и объяснили, что к данному изданию журналистский коллектив главной военной газеты страны не имеет никакого отношения, да и адрес новоявленной «Крас­ной звезды» не Хорошевское шоссе, 38, а Старый Петровско-Разумовский проезд… И вообще, как выяснилось, краснозвёздовцы сами в шоке от этого странного издания. Выходит, творцы нового еженедельни­ка использовали широко известную торго­вую марку главной военной газеты страны, что называется, втихую, даже не поставив в известность коллектив редакции!

Насколько мне известно, в журналист­ском сообществе в целом подобные «тай­ные операции» в отношении друг друга, никогда не приветствовались. Было бы интересно узнать, что думают по этому поводу в руководстве нынешних журна­листских объединений, в частности, Союза журналистов Москвы. Кстати, его предсе­датель Павел Гусев возглавляет и Обще­ственный совет при Министерстве оборо­ны РФ, членам которого, надо полагать, тоже небезразлично, как освещается воен­ная тематика в наших средствах массовой информации.

Очевидно, стоит посмотреть на слу­чившееся и с юридической точки зрения. В частности, возникает вопрос: на каком правовом основании ООО «Издательский дом «Звезда» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» начали выпускать газету с названием, которое уже 90 лет носит центральный печатный орган Мини­стерства обороны Российской Федерации? Наконец, почему Роскомнадзор зарегистри­ровал издание с таким названием?

В принципе, никто не против того, чтобы гражданские СМИ всерьёз занялись актуальными вопросами, которые стоят сегодня перед нашей страной и обществом в оборонной сфере. Но коль уж случилось, что журналисты такого популярного изда­ния, как «Комсомольская правда», вдруг озаботились военным делом, то хотелось бы увидеть на страницах газеты не «Крас­ную звезду» 2.0», а что-то новое, своё. Тем более что мы знаем: коллектив «Комсомол­ки» способен удовлетворить запросы любо­го читателя. В данном же случае трудно ска­зать, на кого рассчитана вкладка, дублирую­щая не только название 90-летней «Красной звезды», но, судя по «Слову к читателю», автором которого является сам министр обороны России Сергей Шойгу, и содер­жание её пятничных выпусков. «Мы хотим, чтобы эта газета стала своей и для матери призывника, и для её сына, для жены офи­цера и для её мужа, для ветеранов войн и для тех, кто о войнах знает только по школь­ным учебникам», — написал в своём обра­щении к читателям глава военного ведом­ства. Не знаю, знаком ли Сергей Кожугетович с материалами еженедельного выпу­ска «Красной звезды», который выходит по пятницам на 24 страницах. Но там ведь есть всё перечисленное им в «Слове к читателю» и даже больше. Тематика «толстушки» «Красной звезды» гораздо шире предпола­гаемой тематики вкладыша в «Комсомол­ке».

Замечательный русский учёный, автор «Истории России с древнейших времён» Сергей Михайлович Соловьёв в своё вре­мя писал: «Бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная и бывает внутренняя, нравственная: первая без вто­рой ничего не значит, вторая может вос­полнить первую, создать её в короткое время». Может быть, с этих позиций сто­ит посмотреть на свою продукцию и тем, кто причастен к информационной сфере сегодня? Солдатами, как известно, не рож­даются. Никакие перспективные наработки в области вооружений, если они и есть, не спасут нас в лихую годину при отсутствии в народе внутренней готовности защи­щаться. Готовности, в воспитании которой роль средств массовой информации невоз­можно переоценить. Надо ли говорить, как много здесь значит позиция граждан­ских информационных учреждений, неза­висимо от их политической направленно­сти, принадлежности к государственным, общественным или коммерческим структу­рам? Однако же вести речь о том, что зна­чительная часть из них, в том числе и ува­жаемая мной «Комсомольская правда» с её «военным» вкладышем, всерьёз зани­маются проблемами воспитания населе­ния на героических традициях Отечества, в духе верности конституционному долгу по его защите, увы, не приходится.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации. Из этого очевидно, и надо исходить при организации системы информационно-разъяснительной работы, как в военной сфере, так и в гражданском обществе страны.

Полный текст статьи читайте в журнале «Армия и общество»