7 октября в военной истории России

— 1571 г. (по другим источникам 1570 г.) в близи Лепанто (итальянское Lepanto), средневековое название города Нафпактос (Греция), во время Кипрской войны 1570—73 произошло крупное сражение между флотами Турции и «Священной лиги» — последнее крупное сражение гребных флотов. В ходе османских завоеваний 14—16 веков Турция напала на остров Кипр, принадлежавший Венеции. На стороне последней выступили союзники по «Священной лиге» (Испания, Ватикан, Флоренция, Сицилия, Неаполь, Савойя, Мальта и другие). Объединённый флот лиги, насчитывавший 6 галеасов, 207 галер— 25 тысяч человек, под командованием Хуана Австрийского и турецкий флот в составе 210 галер, 66 галионов— 25 тысяч человек во главе с Али-пашой Муэдином-Заде утром 7 октября заняли боевые позиции у входа в залив Патраикос, развернувшись друг против друга в линию.Первым атаковал турецкий флот. Венецианские галеасы, расположенные впереди галер и имевшие артиллерию не только на носу и корме, но и вдоль бортов, открыли сильный огонь по центру турецкого флота и расстроили его боевой порядок. Затем в абордажном бою союзники, вооружённые огнестрельным оружием (аркебузами), нанесли серьёзный урон туркам, вооружённым только холодным оружием. Они захватили турецкий флагманский корабль, Али-паша был убит. Флот турок, лишённый командования, продолжал бой разрозненными группами.Напряжённое и кровопролитное сражение при Лепанто закончилось разгромом турок: они потеряли 224 корабля, в том числе захвачено противником 117. Союзники лишились 15 галер. Флот «Священной лиги» потерял в сражении около 7,5 тысяч убитыми. Турки понесли ещё более крупные потери (точных данных нет). Союзники освободили 12 тысяч невольников-христиан, использовавшихся турками в качестве гребцов. Сражение у Лепанто явилось последним крупным сражением гребных флотов. Оно показало возросшее значение артиллерии и другого огнестрельного оружия в боевых действиях на море, ускорило развитие парусного флота.

— 1694 г. Под руководством Петра I организованы и проведены в предместье Москвы (Кожухово) маневры войск с целью отработки тактики наступательного боя с преодолением водного рубежа и осадой укрепления противника. Маневры показали необходимость обучения войск, их организации в соответствии с требованиями современного боя.

— 1805 г. Первый русский воздухоплаватель, штаб-лекарь И. Каминский, совершил на воздушном шаре полет над Москвой.

— 1911 г. Родился С. С. Маряхин, генерал армии (1968 г.). Великую Отечественную войну начал командиром танкового батальона, закончил командиром 68-й гвардейской танковой бригады 1-го Украинского фронта. После войны занимал различные командные и штабные должности, в том числе командующего Северной группой войск, военного округа. С апреля 1968 г. зам. начальника Тыла Вооруженных Сил СССР. Умер в 1972 г.

— 1918 г. Во время Гражданской войны красноармейские части Восточного фронта, которыми командовал С. С. Каменев, заняли Самару, выбив из города белогвардейские войска «Комуча» и мятежного чехословацкого корпуса.

— 1918 г. Приказом Реввоенсовета Республики для подготовки высших командных кадров из рабочих и крестьян создана Академия Генерального штаба РККА. С 05.11.1925 г.— Военная академия им. М. В. Фрунзе. Первым начальником Академии стал генерал А. К. Климович. Занятия в Академии начались 8 декабря этого же года. В первом наборе слушателей было 183 человека. В их числе такие командиры, как П. Е. Дыбенко, И. Ф. Федько, В. И. Чапаев. 244 воспитанника удостоены звания Героя Советского Союза. Ныне это высшее учебное заведение МО РФ для подготовки офицерских кадров общевойскового командного и штабного профиля.

— 1918 г. Для руководства, контроля и координации усилий в борьбе с преступностью в составе НКВД РСФСР создано Главное управление милиции (A.M. Дижбит).

— 1922 г. Войска Народно-революционной армии Дальневосточной республики (И. П. Уборевич) начали штурм г. Спасска — последнего оплота белогвардейцев на пути к Владивостоку, оккупированному японскими интервентами. 9 октября Спасск был взят.

— 1934 г. Летчик-испытатель К. К. Попов поднял в воздух опытный образец первого отечественного скоростного бомбардировщика СБ авиаконструктора А. А. Архангельского. Самолет строился с 1936 г. по 1941 г. Всего выпущено 6656 машин. СБ участвовал в гражданской войне в Испании, применялся в Китае. 02.10.1937 г. летчик М. Ю. Алексеев установил на нем мировой рекорд высоты — 12 246,5 м с грузом 1000 кг.

— 1935 г. Постановлением ЦИК и СПК СССР установлены специальные звания начальствующего состава Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) Народного комиссариата внутренних дел НКВД СССР (от сержанта ГБ до комиссара ГБ 1 ранга).

— 1944 г. Началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция войск Карельского фронта (генерал армии К. А. Мерецков) и Северного флота (адмирал А. Г. Головко). В результате прорвана оборона немецкой 20-й горной армии, освобождены Петсамо (Печенга) и северные районы Норвегии. Северный флот потопил 156 вражеских кораблей и судов. Операция завершилась 27 октября. Остатки разгромленной группировки противника отошли в глубь Норвегии.

— 1948 г. Приказом министра авиапромышленности СССР образовано Отдельное конструкторское бюро (ОКБ) № 2 во главе с конструктором вертолетов П. И. Камовым. Первая машина ОКБ — корабельный вертолет К-10 — появилась в 1949 г., а 30.08.1949 г. летчик М. Д. Гуров совершил на нем первый полет.

— 1952 г. Родился В. В. Путин (Ленинград), государственный деятель. После окончания юридического факультета Ленинградского государственного университета проходил службу в структурах КГБ. С 1990 г. в структуре Ленсовета, с 1994 г. 1-й зам. главы городской администрации Санкт-Петербурга. С 1996 г. в Управлении делами Президента РФ. С марта 1997 г. по май 1998 г. руководитель контрольного управления Администрации Президента — зам. главы Администрации, затем 1-й зам. главы Администрации Президента. С июля 1998 г. по август 1999 г. директор ФСБ, одновременно являлся секретарем Совета безопасности. С августа 1999 г. по 1 января 2000 г. Председатель Правительства РФ. С марта 2000 г. Президент РФ — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России.

— 1959 г. Американский самолет-разведчик RB-57D сбит в районе г. Пекина (КНР) зенитным ракетным оружием советского производства (ЗРК С-75, расход 3 ракеты) на высоте 20 600 м. Это первое в истории ПВО успешное боевое применение ракетного оружия по высотному самолету-нарушителю.

— 1961 г. Летчик А. В. Федотов на самолете Е-166 установил мировой рекорд скорости—2401 км/ч на базе 100 км. В следующем году им же достигнута скорость 3000 км/ч.